Электростимуляция мозга помогает запоминать слова?
Исследователи давно пытаются раскрыть роль электрической активности мозга в процессах, связанных с запоминанием информации. Гипотеза состояла в том, что направленная стимуляция поможет, например, эффективнее учить иностранные языки и восстанавливать знания после инсульта или травмы. Уже сейчас ряд компаний продают коммерческие продукты на основе транскраниальной стимуляции переменным током (tACS), позиционируя их как инструменты улучшения работы мозга (в том числе — при обучении). Однако данные о пользе этих продуктов противоречивы.
Специалисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проверили, как tACS влияет на запоминание новых слов. Технология позволяет воздействовать на электрическую активность мозга, модулируя ритмы определенной частоты. Это дает возможность не просто наблюдать за активностью мозга (как при МРТ или ЭЭГ), но и пытаться влиять на нее и отслеживать последствия.
В эксперименте 30 добровольцам предлагалось выучить 80 выдуманных слов, сопоставленных с русскими существительными. Во время обучения участники получали стимуляцию мозга в тета-диапазоне в областях, связанных с речью и памятью. Волны этой частоты, как показали более ранние работы, способствуют переводу информации из краткосрочной памяти в долгосрочную.
После обучения со стимуляцией авторы эксперимента проверяли, как участники запомнили слова. В качестве контроля был проведен отдельный этап с обучением и тестированием без стимуляции — чтобы сравнить результаты. Оказалось, что стимуляция не повлияла на эффективность запоминания новых слов.
Авторы эксперимента связывают отсутствие эффекта со сложностью нейронных сетей, участвующих в запоминании слов. Глубокие структуры мозга, такие как гиппокамп, трудно стимулировать транскраниально, то есть воздействуя на поверхность головы. Эксперименты будут продолжены с другими параметрами стимуляции (предполагается менять частоту и силу тока, расположение электродов). Объектом исследования станут и другие когнитивные функции.
Еще на
эту тему
Исследование: субтитры не помогают детям учиться читать
Чтобы следить за текстом на экране, навык беглого чтения должен быть уже развит
Отсутствие внутренней речи мешает запоминать слова и находить рифмы
Это малоизученное явление назвали анендофазией
Сколько языков может выучить человек?
Самые известные гиперполиглоты говорили и писали на десятках