Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

Отсутствие внутренней речи мешает запоминать слова и находить рифмы

«И я думаю: как прекрасен этот мир», — пел Луи Армстронг. Способность размышлять, строить планы, оценивать мир с помощью слов для большинства из нас совершенно естественна. Но есть те, кому внутренняя речь недоступна — вплоть до того, что они считают ее художественным вымыслом.

Авторы недавнего исследования решили проверить, как отсутствие внутренней речи влияет на способность запоминать слова и решать другие когнитивные задачи. Это состояние, при котором человек не умеет мыслить словами, исследователи назвали анендофазией, образовав этот термин из нескольких греческих компонентов: ан- ‘не-’, эндо- ‘внутренний’ и фазия ‘речь’). 

К исследованию авторы привлекли людей, которые ранее заполняли «Опросник внутренних репрезентаций». Этот инструмент позволяет оценить, в какой мере человеку свойственно думать словами. В частности, согласен ли он с утверждениями типа: «Я оцениваю свое поведение с помощью внутренней речи: „это было хорошо“ или „это было глупо“».

В окончательную выборку попали 93 человека, 47 из которых имели высокие оценки в вербальной части опросника, а 46 — низкие. Всего им предложили поучаствовать в четырех экспериментах.

Первым было задание на вербальную память. Участникам предложили запомнить списки слов, сходных по звучанию или по орфографическим признакам.

Гипотеза исследователей состояла в том, что проговаривание «про себя» помогает запоминать слова, поэтому людям, у которых нет внутреннего монолога или диалога, может быть сложнее справиться с этой задачей.

Второй эксперимент предполагал поиск рифмы. Участникам показывали пары изображений и просили оценить, рифмуются ли названия предметов (например, сок и срок). Здесь гипотеза также состояла в том, что людям, не проговаривающим слова про себя, будет труднее определять сходство звучания слов, когда эти слова не написаны и не произнесены.

В третьем эксперименте участникам нужно было переключаться между различными когнитивными задачами, такими как сложение и вычитание. Исследователи стремились определить, влияет ли отсутствие внутренней речи на способность участников быстро и точно переключаться.

Четвертый и последний эксперимент представлял собой задачу визуального распознавания, в которой участников просили различать очень похожие фигуры — например, силуэты кошек и собак, чтобы выяснить, играет ли внутренняя речь роль в визуальной категоризации и восприятии.

Первые две гипотезы подтвердились. Участники без внутреннего голоса значительно хуже запоминали слова, чем члены другой группы. То же самое относилось и к заданию, в котором участники должны были определить, рифмуются ли названия предметов, изображенных на картинках. 

При этом исследователи не обнаружили существенных различий между двумя группами в экспериментах по переключению и визуальному распознаванию. Вероятно, люди, не обладающие внутренним голосом, могут использовать какие-то другие стратегии для эффективного управления переключением между задачами. Кроме того, отсутствие существенных различий в задаче визуального распознавания означает (и это вполне объяснимо), что внутренняя речь не столь важна для визуальной категоризации и восприятия, как для решения вербальных задач.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Исследование: какие фразы сильнее возбуждают речевые зоны мозга

Реакция зависит от степени грамматической сложности и необычности стимула

Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык

Об этом говорят результаты нового масштабного исследования

Мысль изреченная, или Акт коммуникации

Кто определяет языковую политику в сетях Рунета?

все публикации


Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!