Отсутствие внутренней речи мешает запоминать слова и находить рифмы
«И я думаю: как прекрасен этот мир», — пел Луи Армстронг. Способность размышлять, строить планы, оценивать мир с помощью слов для большинства из нас совершенно естественна. Но есть те, кому внутренняя речь недоступна — вплоть до того, что они считают ее художественным вымыслом.
Авторы недавнего исследования решили проверить, как отсутствие внутренней речи влияет на способность запоминать слова и решать другие когнитивные задачи. Это состояние, при котором человек не умеет мыслить словами, исследователи назвали анендофазией, образовав этот термин из нескольких греческих компонентов: ан- ‘не-’, эндо- ‘внутренний’ и фазия ‘речь’).
К исследованию авторы привлекли людей, которые ранее заполняли «Опросник внутренних репрезентаций». Этот инструмент позволяет оценить, в какой мере человеку свойственно думать словами. В частности, согласен ли он с утверждениями типа: «Я оцениваю свое поведение с помощью внутренней речи: „это было хорошо“ или „это было глупо“».
В окончательную выборку попали 93 человека, 47 из которых имели высокие оценки в вербальной части опросника, а 46 — низкие. Всего им предложили поучаствовать в четырех экспериментах.
Первым было задание на вербальную память. Участникам предложили запомнить списки слов, сходных по звучанию или по орфографическим признакам.
Гипотеза исследователей состояла в том, что проговаривание «про себя» помогает запоминать слова, поэтому людям, у которых нет внутреннего монолога или диалога, может быть сложнее справиться с этой задачей.
Второй эксперимент предполагал поиск рифмы. Участникам показывали пары изображений и просили оценить, рифмуются ли названия предметов (например, сок и срок). Здесь гипотеза также состояла в том, что людям, не проговаривающим слова про себя, будет труднее определять сходство звучания слов, когда эти слова не написаны и не произнесены.
В третьем эксперименте участникам нужно было переключаться между различными когнитивными задачами, такими как сложение и вычитание. Исследователи стремились определить, влияет ли отсутствие внутренней речи на способность участников быстро и точно переключаться.
Четвертый и последний эксперимент представлял собой задачу визуального распознавания, в которой участников просили различать очень похожие фигуры — например, силуэты кошек и собак, чтобы выяснить, играет ли внутренняя речь роль в визуальной категоризации и восприятии.
Первые две гипотезы подтвердились. Участники без внутреннего голоса значительно хуже запоминали слова, чем члены другой группы. То же самое относилось и к заданию, в котором участники должны были определить, рифмуются ли названия предметов, изображенных на картинках.
При этом исследователи не обнаружили существенных различий между двумя группами в экспериментах по переключению и визуальному распознаванию. Вероятно, люди, не обладающие внутренним голосом, могут использовать какие-то другие стратегии для эффективного управления переключением между задачами. Кроме того, отсутствие существенных различий в задаче визуального распознавания означает (и это вполне объяснимо), что внутренняя речь не столь важна для визуальной категоризации и восприятия, как для решения вербальных задач.
Еще на
эту тему
Исследование: какие фразы сильнее возбуждают речевые зоны мозга
Реакция зависит от степени грамматической сложности и необычности стимула
Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык
Об этом говорят результаты нового масштабного исследования
Мысль изреченная, или Акт коммуникации
Кто определяет языковую политику в сетях Рунета?