Подсказки для поиска

Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы

Понимание текста зависит не только от того, какие слова в нем используются, но и от его синтаксической структуры предложений, из которых он состоит. Российские психолингвисты провели исследование, чтобы понять, с какого возраста дети могут правильно интерпретировать сложные предложения.

В исследовании Центра языка и мозга НИУ ВШЭ приняли участие 145 русскоязычных учащихся 1–4 классов и столько же взрослых. Всем им предложили прослушать набор сложных предложений разных типов и ответить на вопросы об их содержании. Предложения включали разные синтаксические конструкции, в том числе сравнения, описания пространственных и временных связей, причастные обороты.

Исследование показало, что дети легко понимают предложения, где одно событие следует за другим: Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк. Здесь их результаты почти не отличались от результатов взрослых. Но более сложные предложения — например, такие, где требовалось осмыслить соотношение признаков, вроде Михаил старше Николая, но младше Ефрема — им давались уже сложнее.

Особенно трудными для детей оказались предложения, содержавшие причастные обороты с так называемым ранним или поздним закрытием.

Например, во фразе «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ» взрослые в основном верно определяли, что приказ исполнял командир. Ведь синтаксически «о командире» и «исполнявшем» связаны. А вот от детей эта связь чаще ускользала: они выбирали ближайшее к обороту слово (то есть приказ, по их мнению, исполнял солдат).

Впрочем — и это вывод оказался самым важным — ученики 4 класса в основном справлялись с этими оборотами почти не хуже взрослых. По мнению авторов работы, это говорит о том, что переход к более сложным механизмам восприятия текста происходит примерно в этом возрасте.

Ранее ряд СМИ сообщили о том, что состояние навыков чтения (а также навыков, связанных с рассуждением и решением задач) ухудшилось за последнее десятилетие. Газета Financial Times привела данные исследования интеллекта жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оказалось, примерно с 2012 года число тех, кто почти никогда не проводит свободное время за чтением, выросло на 15–17%. А доля тех, кто читает «для себя» почти каждый день, снизилась на столько же пунктов.

Кроме того, с начала 2000-х годов в развитых странах стало расти число тех, кто обладает лишь базовыми математическими и языковыми навыками.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги

Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

Научиться читать сложнее, чем говорить

все публикации

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве «МИФ» вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

Лучшие программы-корректоры на основе ИИ

Роботы уже могут исправить большинство ошибок, но сами добавляют новые

Горячая десятка заимствований: что тут сложного?

Пользователи Грамоты часто ищут информацию об этих заимствованиях, которые еще не освоились в русском языке

Язык тела: как жесты помогают нам общаться

Они дополняют, уточняют и даже заменяют слова

Елочки или лапки? Как правильно использовать кавычки

Они нужны для оформления прямой речи, цитат, названий, а также слов, использованных иронически

Мария Каленчук: «Да, мы ориентируемся на живую речь!»

В издательстве «Грамота» вышел Большой словарь ударений

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!