Подсказки для поиска

Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы

Понимание текста зависит не только от того, какие слова в нем используются, но и от его синтаксической структуры предложений, из которых он состоит. Российские психолингвисты провели исследование, чтобы понять, с какого возраста дети могут правильно интерпретировать сложные предложения.

В исследовании Центра языка и мозга НИУ ВШЭ приняли участие 145 русскоязычных учащихся 1–4 классов и столько же взрослых. Всем им предложили прослушать набор сложных предложений разных типов и ответить на вопросы об их содержании. Предложения включали разные синтаксические конструкции, в том числе сравнения, описания пространственных и временных связей, причастные обороты.

Исследование показало, что дети легко понимают предложения, где одно событие следует за другим: Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк. Здесь их результаты почти не отличались от результатов взрослых. Но более сложные предложения — например, такие, где требовалось осмыслить соотношение признаков, вроде Михаил старше Николая, но младше Ефрема — им давались уже сложнее.

Особенно трудными для детей оказались предложения, содержавшие причастные обороты с так называемым ранним или поздним закрытием.

Например, во фразе «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ» взрослые в основном верно определяли, что приказ исполнял командир. Ведь синтаксически «о командире» и «исполнявшем» связаны. А вот от детей эта связь чаще ускользала: они выбирали ближайшее к обороту слово (то есть приказ, по их мнению, исполнял солдат).

Впрочем — и это вывод оказался самым важным — ученики 4 класса в основном справлялись с этими оборотами почти не хуже взрослых. По мнению авторов работы, это говорит о том, что переход к более сложным механизмам восприятия текста происходит примерно в этом возрасте.

Ранее ряд СМИ сообщили о том, что состояние навыков чтения (а также навыков, связанных с рассуждением и решением задач) ухудшилось за последнее десятилетие. Газета Financial Times привела данные исследования интеллекта жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оказалось, примерно с 2012 года число тех, кто почти никогда не проводит свободное время за чтением, выросло на 15–17%. А доля тех, кто читает «для себя» почти каждый день, снизилась на столько же пунктов.

Кроме того, с начала 2000-х годов в развитых странах стало расти число тех, кто обладает лишь базовыми математическими и языковыми навыками.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги

Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

Научиться читать сложнее, чем говорить

все публикации

Тире: функции и правила постановки в русском языке

Как определять уместность постановки тире, сочетать его с запятыми и не путать с двоеточием

Ирина Левонтина: «Каждый живет в своем пузыре и не знает, что происходит в других изводах языка»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Почувствуйте себя консультантом справочной службы Грамоты

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые задавали пользователи в 2025 году

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

Как животные обрели свои имена: семь детективных историй о зоонимах

Водяная лошадь из Библии, загадочная страна Лемурия и слон, ставший верблюдом

Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари

Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!