Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы

Понимание текста зависит не только от того, какие слова в нем используются, но и от его синтаксической структуры предложений, из которых он состоит. Российские психолингвисты провели исследование, чтобы понять, с какого возраста дети могут правильно интерпретировать сложные предложения.

В исследовании Центра языка и мозга НИУ ВШЭ приняли участие 145 русскоязычных учащихся 1–4 классов и столько же взрослых. Всем им предложили прослушать набор сложных предложений разных типов и ответить на вопросы об их содержании. Предложения включали разные синтаксические конструкции, в том числе сравнения, описания пространственных и временных связей, причастные обороты.

Исследование показало, что дети легко понимают предложения, где одно событие следует за другим: Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк. Здесь их результаты почти не отличались от результатов взрослых. Но более сложные предложения — например, такие, где требовалось осмыслить соотношение признаков, вроде Михаил старше Николая, но младше Ефрема — им давались уже сложнее.

Особенно трудными для детей оказались предложения, содержавшие причастные обороты с так называемым ранним или поздним закрытием.

Например, во фразе «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ» взрослые в основном верно определяли, что приказ исполнял командир. Ведь синтаксически «о командире» и «исполнявшем» связаны. А вот от детей эта связь чаще ускользала: они выбирали ближайшее к обороту слово (то есть приказ, по их мнению, исполнял солдат).

Впрочем — и это вывод оказался самым важным — ученики 4 класса в основном справлялись с этими оборотами почти не хуже взрослых. По мнению авторов работы, это говорит о том, что переход к более сложным механизмам восприятия текста происходит примерно в этом возрасте.

Ранее ряд СМИ сообщили о том, что состояние навыков чтения (а также навыков, связанных с рассуждением и решением задач) ухудшилось за последнее десятилетие. Газета Financial Times привела данные исследования интеллекта жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оказалось, примерно с 2012 года число тех, кто почти никогда не проводит свободное время за чтением, выросло на 15–17%. А доля тех, кто читает «для себя» почти каждый день, снизилась на столько же пунктов.

Кроме того, с начала 2000-х годов в развитых странах стало расти число тех, кто обладает лишь базовыми математическими и языковыми навыками.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги

Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

Научиться читать сложнее, чем говорить

все публикации

Как подготовиться к Тотальному диктанту за 10 дней

Вспомнить всё и получить хорошую оценку (хотя это не главное)

Тест на внимательность: найдите предложение без ошибок

Сможете ли вы работать корректором в издательстве художественной литературы?

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году? 

Методист и педагог Элина Стрейкмане объясняет, как избежать потери баллов

«Касаемо»: простонародное слово стали воспринимать как изысканное

Ольга Северская рассказывает об употреблениях одного нелитературного слова на канале «Говорим по-русски!»

Что удивляет иностранцев в русском языке

Для кого-то наши глаголы, падежи, буквы и звуки — китайская грамота

Переводчик Наталья Мавлевич: «Перевод — это гарантированное счастье в любых жизненных обстоятельствах»

Детство, учителя, любовь к профессии, совпадения и открытия — в монологе на «Арзамасе»

Вышла книга фонетиста Ольги Антоновой об истории и характерных чертах старомосковского произношения

Некоторые рефлексы старомосковского произношения сохраняются и в современной речи

«Лучшие корректоры — это люди с высоким интеллектом и умеренным самомнением»

Редактор-корректор легендарного еженедельника «Нью-Йоркер» Мэри Норрис, известная как «Королева запятых», — о своей профессии, языке и новых технологиях

«Денег нет, но вы держитесь»: устойчивые обороты со словом «деньги»

Мы прочитали для вас первый номер журнала «Русская речь» за 2025 год

Как это по-русски? Тест на понимание смысла иноязычных идиом

Что имеют в виду французы, называя человека «молочным супом»

«С уважением, редакция Грамоты»: нужна ли здесь запятая?

О знаках препинания в подписи размышляют авторы книги «О том, чего нет и что не так в словарях и грамматиках»

Презентация «Азбукваря» художника Родиона Китаева прошла в ГЭС-2

Там сейчас заканчивается книжная выставка «Не только буквы»

«Плакали наши денежки»: как русский язык решает финансовые вопросы

В русской языковой картине мира деньги могут заводиться, утекать, быть разумными и уподобляться маленьким животным

Русская страсть к составлению словарей: достижения прошлого и цифровое будущее

Лингвист Михаил Копотев рассказывает об основных этапах развития лексикографии в России

«Розенталь хотел, чтобы мы гибко подходили к языку»

Заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Владимир Славкин — о том, что отличало Дитмара Розенталя как автора, педагога и консультанта

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!