Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы
Понимание текста зависит не только от того, какие слова в нем используются, но и от его синтаксической структуры предложений, из которых он состоит. Российские психолингвисты провели исследование, чтобы понять, с какого возраста дети могут правильно интерпретировать сложные предложения.
В исследовании Центра языка и мозга НИУ ВШЭ приняли участие 145 русскоязычных учащихся 1–4 классов и столько же взрослых. Всем им предложили прослушать набор сложных предложений разных типов и ответить на вопросы об их содержании. Предложения включали разные синтаксические конструкции, в том числе сравнения, описания пространственных и временных связей, причастные обороты.
Исследование показало, что дети легко понимают предложения, где одно событие следует за другим: Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк. Здесь их результаты почти не отличались от результатов взрослых. Но более сложные предложения — например, такие, где требовалось осмыслить соотношение признаков, вроде Михаил старше Николая, но младше Ефрема — им давались уже сложнее.
Особенно трудными для детей оказались предложения, содержавшие причастные обороты с так называемым ранним или поздним закрытием.
Например, во фразе «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ» взрослые в основном верно определяли, что приказ исполнял командир. Ведь синтаксически «о командире» и «исполнявшем» связаны. А вот от детей эта связь чаще ускользала: они выбирали ближайшее к обороту слово (то есть приказ, по их мнению, исполнял солдат).
Впрочем — и это вывод оказался самым важным — ученики 4 класса в основном справлялись с этими оборотами почти не хуже взрослых. По мнению авторов работы, это говорит о том, что переход к более сложным механизмам восприятия текста происходит примерно в этом возрасте.
Ранее ряд СМИ сообщили о том, что состояние навыков чтения (а также навыков, связанных с рассуждением и решением задач) ухудшилось за последнее десятилетие. Газета Financial Times привела данные исследования интеллекта жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оказалось, примерно с 2012 года число тех, кто почти никогда не проводит свободное время за чтением, выросло на 15–17%. А доля тех, кто читает «для себя» почти каждый день, снизилась на столько же пунктов.
Кроме того, с начала 2000-х годов в развитых странах стало расти число тех, кто обладает лишь базовыми математическими и языковыми навыками.
Еще на
эту тему
При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги
Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет
Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников
Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости
Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука
Научиться читать сложнее, чем говорить