Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

4–9 декабря 2023 года в Центральной Азии была проведена программа повышения квалификации для филологов-русистов

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст» совместно организовали и провели масштабную программу мероприятий «Современные методики преподавания русского языка как иностранного. Теория и практика». Грамота публикует репортаж наших коллег.

Программа стала частью просветительских программ повышения квалификации для преподавателей русского языка, филологов-русистов, учащихся из числа российских соотечественников в Республике Казахстан и в Республике Таджикистан. За неделю работы программу посетили более 230 преподавателей и студентов из Таджикистана и Казахстана.

Двери четырех ведущих вузов обеих республик гостеприимно распахнулись для местных преподавателей-русистов и студентов, изучающих русский язык. Это были Таджикский государственный педагогический университет (ТГПУ) им. С. Айни, Таджикский национальный университет (ТНУ), Дангаринский государственный университет (ДГУ) и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (ЮКГПУ). Все перечисленные заведения приняли на своих площадках настоящий методический марафон, состоящий из лекций, семинаров, мастер-классов, дискуссионных площадок и круглых столов. Петербургскую высшую школу представляла старший методист учебно-издательского центра «Златоуст», преподаватель русского языка как иностранного Татьяна Бекезина.

Старт программе был дан 4 декабря в Таджикистане. На базе ТГПУ им. С. Айни прошла встреча со студентами и преподавателями. Большой интерес вызвала, прежде всего, лекция под названием «Новые педагогические технологии в учебниках русского языка как иностранного». Особенностью ее формата стало наличие открытого микрофона, который дал возможность высказаться на обсуждаемую тему многим участникам встречи.

В конце мероприятия слушатели поделились своими впечатлениями. Так, заведующая кафедрой современного русского языка и общего языкознания университета, кандидат педагогических наук, доцент Нигина Мирганова отметила: «Полезность подобных мероприятий и для преподавателей, и для студентов очевидна, как и несомненна необходимость их проведения, так как для таджиков русский язык является вторым языком — языком межнационального общения. При этом студентам (в том числе и будущим преподавателям русского языка и литературы) не хватает погружения в языковую среду. Если речь идет о наших студентах, то я бы рекомендовала обмен студентами и преподавателями».

Продолжились мероприятия в тот же день, 4 декабря, в ТГУ. Здесь при содействии университетского Русского центра и проекта Молодежного фестиваля, посвященного Году русского языка в СНГ, состоялся методический семинар для преподавателей русского языка на тему «Групповая работа как эффективный способ увеличения времени говорения учащихся». Данная тематика является одной из наиболее востребованных — ведь главной целью освоения языка служит развитие коммуникативных навыков. Татьяна Бекезина продемонстрировала специальные техники и приемы на мастер-классе под названием «Активизация говорения во время групповой работы».

Викторина для студентов
Викторина по русскому языку для студентов ТНУ

На круглом столе, прошедшем по окончании семинара, русисты обсудили положение и роль русского языка в современном Таджикистане. Интерес к русскому языку, как и к России в целом, в последнее время заметно увеличился. Однако преподаватели по-прежнему работают в далеко не простых условиях — сильно сказывается нехватка учебных часов и специализированной литературы, а также отсутствие отдельного предмета под названием «русская литература». Для многих студентов университет — это единственное место общения на русском языке, а этого критически мало. «Да, было бы очень хорошо возобновить годичную речевую практику студентов в России, — отметила преподаватель университета Абреза Ниятбекова. — Так как у нас нет среды общения ни у студентов, ни у преподавателей, чтобы развивать свою речь».

Преподаватели пытаются восполнить нехватку языковой среды своими силами: в университете они организовали «Месяц русского языка». И это позволяет студентам принять участие в тематических конференциях, конкурсах, написать сочинения на русском языке.

Всего участниками первого дня программы мероприятий стали около 100 человек. В конце встречи многие участники выразили свою признательность и благодарность за интересный проект и его содержательные лекции. Большим и востребованным подарком стала учебно-методическая литература, преподнесенная слушателям от имени Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.

5 декабря программа была продолжена в аудиториях ДГУ, в котором прошел методический семинар на тему «Применение современных педагогических технологий в обучении русскому языку и русской литературе». Его слушателями стали более 30 участников. Они получили превосходную возможность не только познакомиться с новыми методическими подходами в области преподавания русского языка как иностранного, но и самостоятельно проанализировать реализацию этих подходов в конкретных аспектах обучения языку. В конце семинара от лица Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга преподавателям были также вручены учебно-методические пособия.

Передача учебно-методической литературы школьным учителям
Передача учебно-методической литературы школьным учителям в ДГУ

7 декабря программа мероприятий переместилась на юг Казахстана, в город Шымкент. Методические мероприятия проходили в старейшем вузе страны — ЮКГПУ им. О. Жанибекова. Рабочая программа началась с экскурсии по местному уникальному Лингвистическому музею в сопровождении его создателей — профессора кафедры, доктора филологических наук Валентины Нарожной и доцента, кандидата филологических наук Майры Кадеевой. Состоялась также встреча с учащимися и преподавателями, в рамках которой был проведен мастер-класс на тему «Русская культура на уроке РКИ», а также мини-викторина для студентов.

Как мотивировать детей к обучению? Какие приемы мотивации можно использовать, чтобы обучение было эффективным? Эти вопросы стали центральными на методическом семинаре 8 декабря, собравшем преподавателей университета, школьных учителей Шымкента и области. Казахстанские русисты слушали лекции, решали сложные методические задачи, анализировали критерии эффективности практической работы, представляли собственные находки.

Например, Татьяна Волкова, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 35 им. М. Маметовой и организатор регионального конкурса чтецов, рассказала, что под ее руководством уже много лет подряд проходят литературные конкурсы. О формировании интереса к чтению через интеграцию литературы и изобразительного искусства говорила в своем сообщении Наталья Вуйко, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы им. А. Иманова.

Основные профессиональные сложности, с которыми казахстанские преподаватели сталкиваются в работе, — это отсутствие языковой среды (а значит, и отсутствие речевой практики у учеников), недостаточное количество уроков русского языка. Валерий Тë, проработавший учителем русского языка в школе более 30 лет, говоря о трудностях в обучении, отметил: «Наибольшие сложности возникают в национальных школах, в которых обучаются турецкие, азербайджанские, курдские дети, не знающие русского языка и плохо владеющие казахским».

Гулнара Базарбаева, учитель русского языка и литературы ОСШ № 28 «Акбай», обратила внимание: «Учителям, работающим в небольших городах и аулах, очень не хватает современной учебно-методической литературы и общения с коллегами, методистами, особенно из России. Мероприятия, подобные этому, необходимы не только для повышения квалификации, но и для обмена опытом».

Открытый урок в школе
Открытый урок в школе ЮКГПУ

9 декабря были проведены несколько встреч с преподавателями ЮКГПУ. Старший методист центра «Златоуст», ведущая проекта Татьяна Бекезина провела методические консультации по различным аспектам обучения, а также по использованию современной учебной литературы. Говорили не только о методике, но и о дальнейших планах, о совместных инициативах и темах будущих семинаров.

За три дня работы в Шымкенте в программе приняли участие более 100 преподавателей и студентов Казахстана. Все отметили отличную подготовку и организацию мероприятий. От лица Санкт-Петербурга были вручены учебно-методические издания всем участникам мероприятий в Казахстане.

Преподаватели выразили надежду на продолжение подобных встреч и желание пройти повышение квалификации в России, особенно в Санкт-Петербурге, если будет оказано содействие и помощь в организации подобных программ и семинаров.

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга на протяжении уже более 20 лет осуществляет комплексную работу по реализации государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом. Одним из ключевых направлений этой деятельности является поддержка русского языка, российской культуры в мире. Среди важнейших проектов в данной сфере — ежегодная Программа повышения квалификации специалистов в области преподавания русского языка из числа соотечественников, а также сравнительно недавно запущенный проект «Петербургская зимняя школа» для преподавателей по направлению «Русский язык и литература для учеников старших классов». Значительное внимание уделяется проведению зарубежных выездных программ, ориентированных на преподавателей русского языка как родного и как иностранного. При этом в качестве географического приоритета определены государства — участники СНГ.

Более подробную информацию о работе Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга с российским зарубежьем можно найти на основном сайте комитета и на сайте «Санкт-Петербург и соотечественники».

Центр «Златоуст», Санкт-Петербург

Еще на эту тему

Главы стран СНГ подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку

С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

Русский язык в ближнем зарубежье и русская речь в российских средствах массовой информации

Каковы перспективы сохранения русского языка как родного и неродного за пределами России?

все публикации


Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!