Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

21–27 октября в Узбекистане прошла III Неделя русского языка

С 21 по 27 октября 2024 года в Самарканде и Ташкенте прошла завершающая Неделя русского языка, организованная центром «Златоуст» при поддержке СПбГУ, фонда «Русский мир», департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы (ДВМС) и Московского дома соотечественника (МДС). Публикуем рассказ о событиях недели от наших коллег.

Предыдущие недели русского языка в Узбекистане, организованные «Златоустом» при участии ряда российских вузов и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), состоялись в феврале этого года в Бухаре и Бухарской области, а также в апреле в четырех городах Ферганской долины. Этот визит стал заключительным и подвел итоги совместной работы российских и узбекских русистов в течение всего 2024 года.

Семинар в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами
Семинар в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами

В этот раз мероприятия проходили на базе двух школ и четырех вузов, включая Ташкентский государственный педагогический университет, Самаркандский государственный университет, Узбекско-финский педагогический институт и Самаркандский государственный медицинский университет. В программу вошли семинары, круглые столы, мастер-классы, а также дискуссии и презентации образовательных проектов.

Помимо специалистов из СПбГУ и сотрудников «Златоуста», в команду участников вошли преподаватели из Института Пушкина, Саратовского медицинского университета и Петербургского политеха.

Программа была сформирована участниками из России совместно с узбекскими коллегами и включала семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации проектов и обмен опытом, дискуссии со студентами. В программе была также предусмотрена возможность онлайн-подключения коллег и студентов из разных стран региона и мира.

Участники Недели совместно искали способы внедрить современные методы преподавания русского языка как иностранного в Узбекистане. Также специалисты обсуждали, как повысить интерес учеников к русскому языку через профориентацию и разговор о перспективах трудоустройства. Также в рамках визита большое количество учебных материалов от фонда «Русский мир» было передано в школы и вузы Узбекистана.

Школьники СОШ №8 города Самарканда встречают российскую делегацию
Школьники СОШ № 8 города Самарканда встречают российскую делегацию

Особую роль сыграли мероприятия «Язык и образование», прошедшие в Ташкенте 24 октября. Они включали содержательный семинар «РКИ в цифровую эпоху» и круглый стол «Практика и опыт преподавания РКИ в регионах Узбекистана». Благодаря поддержке ДВМС и МДС на них удалось собрать более ста специалистов из школ и вузов практически со всей страны: из 62 образовательных учреждений и органов управления образованием 17 городов и кишлаков Узбекистана, от Нукуса, Навои и Термеза до Намангана, Ферганы и Андижана.

Многочисленные выступления узбекских участников помогли российским специалистам лучше понять специфику преподавания русского языка в различных регионах Узбекистана, в том числе и в отдаленных кишлаках.

Узбекским русистам они позволили обменяться опытом, наладить контакты и наметить планы дальнейшего сотрудничества. У узбекских и российских учителей оказалось много общих проблем — таких как полиэтнические разноуровневые по языковой подготовке классы, нехватка преподавательских кадров, необходимость активного овладения методикой преподавания второго языка, освоение новых учебных линеек.

Передача учебно-методической литературы
Передача учебно-методической литературы

Организаторы отметили, что дальнейший обмен опытом работы и подготовка совместных проектов могут стать темами будущих профессиональных встреч, в том числе с привлечением студентов педагогических вузов Узбекистана и России.

Как и в 2023 году на ассамблее фонда «Русский мир», во время Недели русского языка вновь обсуждался вопрос о статусе русского языка в республике, поднятый профессором Узбекского государственного университета мировых языков Маханбетом Джусуповым.

С одной стороны, отсутствие какого-либо юридического статуса у русского языка позволяет ему де-факто сохранять обязательное место в учебных программах школ и вузов как языка межнационального общения. С другой, преподаватели-русисты не могут получать надбавку за знание иностранного языка, участвовать в платных курсах повышения квалификации за счет госбюджета.

Получение русским языком статуса иностранного языка, возможно, позволило бы русистам воспользоваться правами преподавателей других иностранных языков, шире применять методики РКИ в преподавании, что отвечает новой языковой ситуации.

Правда, возникнут и новые сложности. Русский язык неизбежно вступит в конкуренцию с другими участниками рынка иностранных языков в стране — в частности, с английским. Британские языковые школы и центры тестирования активно расширяют свое присутствие в Узбекистане, занимают современные здания и используют технически продвинутое оборудование. Если преподавание русского языка не будет соответствовать высоким стандартам, его присутствие в учебных программах может сократиться.

Мероприятие «Язык и образование» в Ташкенте
Мероприятие «Язык и образование» в Ташкенте

В завершающей части мероприятий на круглом столе участники приняли резолюцию, обращенную не только к самому сообществу русистов, но и к российским структурам, поддерживающим межкультурные связи и русский язык за рубежом. В ней говорится о необходимости продолжать удачный опыт проведения подобных конгрессных мероприятий с участием русистов из регионов Узбекистана, а также о желательности поставок современной научной и методической литературы для специалистов и учащихся.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

5 ноября в Кремле состоялось первое заседание президентского Совета по поддержке русского языка и языков народов России

На нем говорили о преподавании русского языка, словарях, библиотеках и речевой культуре

В апреле 2024 года в Узбекистане прошла Неделя русского языка

Ее провели Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст»

9–12 февраля 2024 года в Узбекистане прошли мероприятия по поддержке русского языка

Центральным событием стал международный семинар «Преподавание РКИ: проблемы и перспективы»

все публикации


Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!