Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

21–27 октября в Узбекистане прошла III Неделя русского языка

С 21 по 27 октября 2024 года в Самарканде и Ташкенте прошла завершающая Неделя русского языка, организованная центром «Златоуст» при поддержке СПбГУ, фонда «Русский мир», департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы (ДВМС) и Московского дома соотечественника (МДС). Публикуем рассказ о событиях недели от наших коллег.

Предыдущие недели русского языка в Узбекистане, организованные «Златоустом» при участии ряда российских вузов и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), состоялись в феврале этого года в Бухаре и Бухарской области, а также в апреле в четырех городах Ферганской долины. Этот визит стал заключительным и подвел итоги совместной работы российских и узбекских русистов в течение всего 2024 года.

Семинар в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами
Семинар в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами

В этот раз мероприятия проходили на базе двух школ и четырех вузов, включая Ташкентский государственный педагогический университет, Самаркандский государственный университет, Узбекско-финский педагогический институт и Самаркандский государственный медицинский университет. В программу вошли семинары, круглые столы, мастер-классы, а также дискуссии и презентации образовательных проектов.

Помимо специалистов из СПбГУ и сотрудников «Златоуста», в команду участников вошли преподаватели из Института Пушкина, Саратовского медицинского университета и Петербургского политеха.

Программа была сформирована участниками из России совместно с узбекскими коллегами и включала семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации проектов и обмен опытом, дискуссии со студентами. В программе была также предусмотрена возможность онлайн-подключения коллег и студентов из разных стран региона и мира.

Участники Недели совместно искали способы внедрить современные методы преподавания русского языка как иностранного в Узбекистане. Также специалисты обсуждали, как повысить интерес учеников к русскому языку через профориентацию и разговор о перспективах трудоустройства. Также в рамках визита большое количество учебных материалов от фонда «Русский мир» было передано в школы и вузы Узбекистана.

Школьники СОШ №8 города Самарканда встречают российскую делегацию
Школьники СОШ № 8 города Самарканда встречают российскую делегацию

Особую роль сыграли мероприятия «Язык и образование», прошедшие в Ташкенте 24 октября. Они включали содержательный семинар «РКИ в цифровую эпоху» и круглый стол «Практика и опыт преподавания РКИ в регионах Узбекистана». Благодаря поддержке ДВМС и МДС на них удалось собрать более ста специалистов из школ и вузов практически со всей страны: из 62 образовательных учреждений и органов управления образованием 17 городов и кишлаков Узбекистана, от Нукуса, Навои и Термеза до Намангана, Ферганы и Андижана.

Многочисленные выступления узбекских участников помогли российским специалистам лучше понять специфику преподавания русского языка в различных регионах Узбекистана, в том числе и в отдаленных кишлаках.

Узбекским русистам они позволили обменяться опытом, наладить контакты и наметить планы дальнейшего сотрудничества. У узбекских и российских учителей оказалось много общих проблем — таких как полиэтнические разноуровневые по языковой подготовке классы, нехватка преподавательских кадров, необходимость активного овладения методикой преподавания второго языка, освоение новых учебных линеек.

Передача учебно-методической литературы
Передача учебно-методической литературы

Организаторы отметили, что дальнейший обмен опытом работы и подготовка совместных проектов могут стать темами будущих профессиональных встреч, в том числе с привлечением студентов педагогических вузов Узбекистана и России.

Как и в 2023 году на ассамблее фонда «Русский мир», во время Недели русского языка вновь обсуждался вопрос о статусе русского языка в республике, поднятый профессором Узбекского государственного университета мировых языков Маханбетом Джусуповым.

С одной стороны, отсутствие какого-либо юридического статуса у русского языка позволяет ему де-факто сохранять обязательное место в учебных программах школ и вузов как языка межнационального общения. С другой, преподаватели-русисты не могут получать надбавку за знание иностранного языка, участвовать в платных курсах повышения квалификации за счет госбюджета.

Получение русским языком статуса иностранного языка, возможно, позволило бы русистам воспользоваться правами преподавателей других иностранных языков, шире применять методики РКИ в преподавании, что отвечает новой языковой ситуации.

Правда, возникнут и новые сложности. Русский язык неизбежно вступит в конкуренцию с другими участниками рынка иностранных языков в стране — в частности, с английским. Британские языковые школы и центры тестирования активно расширяют свое присутствие в Узбекистане, занимают современные здания и используют технически продвинутое оборудование. Если преподавание русского языка не будет соответствовать высоким стандартам, его присутствие в учебных программах может сократиться.

Мероприятие «Язык и образование» в Ташкенте
Мероприятие «Язык и образование» в Ташкенте

В завершающей части мероприятий на круглом столе участники приняли резолюцию, обращенную не только к самому сообществу русистов, но и к российским структурам, поддерживающим межкультурные связи и русский язык за рубежом. В ней говорится о необходимости продолжать удачный опыт проведения подобных конгрессных мероприятий с участием русистов из регионов Узбекистана, а также о желательности поставок современной научной и методической литературы для специалистов и учащихся.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

5 ноября в Кремле состоялось первое заседание президентского Совета по поддержке русского языка и языков народов России

На нем говорили о преподавании русского языка, словарях, библиотеках и речевой культуре

В апреле 2024 года в Узбекистане прошла Неделя русского языка

Ее провели Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст»

9–12 февраля 2024 года в Узбекистане прошли мероприятия по поддержке русского языка

Центральным событием стал международный семинар «Преподавание РКИ: проблемы и перспективы»

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!