Подсказки для поиска
Назовите ваше слово года!
Кто станет кандидатом

5 ноября в Кремле состоялось первое заседание президентского Совета по поддержке русского языка и языков народов России

Открыл заседание президент России Владимир Путин. Он подчеркнул значимость усилий государства и общества в области поддержки русского и других языков России, высказал ряд конкретных предложений по совершенствованию этой работы. Завершая свое выступление, президент указал на необходимость «сформулировать базовые, стратегические цели и направления» языковой политики и «подготовить проект Основ государственной политики по этому направлению».

В ходе дальнейшей дискуссии были затронуты самые разные темы, связанные с языком: издание детских книг, развитие библиотек, разработка новых учебников, словарей и учебных программ, борьба с нецензурной бранью и избыточными англицизмами, поддержка русского языка в новых регионах и его продвижение за рубежом.

В частности, председатель Совета, советник президента Елена Ямпольская говорила о важности детского, особенно семейного чтения: «Будущий читатель начинается не с выученной азбуки, он начинается со сказок, которые тебе читают мама или бабушка, с иллюстраций, которые ты разглядываешь из-за папиного плеча. Подобное мгновение бесценно. Навсегда запоминается, что литература — это волшебный мир, куда тебя за руку ввели самые близкие люди». 

Заместитель председателя Совета, руководитель Грамоты Константин Деревянко обратил внимание на ключевую роль формирования словарного запаса и речевого развития школьников в реализации человеческого потенциала страны. В школе необходимы специализированные учебные словари, адаптированные под возраст учащихся: «Такие словари должны быть едиными, содержать лексику всех предметных областей и литературных произведений, не иметь противоречий в толковании наших ценностей и отражении культурного кода страны». Кроме того, стоит задача создания линии современных учебников русского языка, причем «школьники должны видеть в учебнике образцовый русский язык: грамотный, понятный и доступный ребенку текст», — подчеркнул Константин Деревянко. 

Заведующая кафедрой русского языка и теории словесности МГЛУ Искра Космарская считает, что разговоры о деградации русского языка объективной реальности не соответствуют. «Есть вопросы, связанные с культурой речи, но не надо путать речь и язык. С русским языком как с системой, как с национальным достоянием, говорю со всей ответственностью, ничего страшного не происходит». Она считает, что современные дети — другие: «это не аналоговые люди, это люди цифровые», поэтому «образовательная программа должна учитывать изменившиеся познавательные способности новых поколений и их технологические возможности, особенности мышления, легкий и постоянный доступ к информации, повышенное доверие к интернету, склонность не к усвоению знаний, а к аренде знаний». Эти факторы необходимо иметь в виду при создании новых школьных программ, считает эксперт.

Полностью заседание можно посмотреть на Rutube.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Влияние государственных решений на судьбу родных языков

Эксперты обсуждают принятую Концепцию языковой политики и ждут результатов ее реализации

Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества

все публикации

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше