Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Церемонии в рабочем чате

Церемонии в рабочем чате
Иллюстрация: Варя Матвеева

Цифровая коммуникация регулируется множеством неформальных правил, которые возникают на наших глазах. Мы обсуждаем время отправки сообщений, скорость реакции на них, уместность эмодзи, стикеров и скобочек, но самую важную роль играют слова. Рассказать о словесных кодах рабочих чатов Грамоте помогла Ольга Лукинова — эксперт по цифровым коммуникациям, автор телеграм-канала «Цифровой этикет».

Чужой монастырь и корпоративная культура

Цифровой способ коммуникации — явление новое, но здесь уже есть свои обычаи и привычки. Поэтому важно быть внимательным не только к тому, что люди пишут, но и к тому, как они это делают.

В сетевом общении мы вступаем на зыбкую почву. Исследование Ольги Лукиновой «Самые раздражающие фразы в переписке» показывает, что даже соблюдение обычных правил русского языка, например использование восклицательного знака при обращении и точки в конце предложения, может кого-то раздражать. Особенно остро мы это чувствуем в новой группе, где правила уже сложились: когда они нарушаются, это всех раздражает. 

Это обстоятельство важно иметь в виду, чтобы быстрее разобраться, как здесь принято: писать только в рабочее время или вечером тоже можно? всегда обращаться по имени-отчеству или, наоборот, тут все Маши и Пети? писать строго по делу или приветствуются шутки и стикеры, если они к месту? Есть риск испортить впечатление первой же фразой, поэтому не стоит при знакомстве сразу ставить десять скобочек, чтобы показать, как вы всем рады.

Особенность цифрового общения — изменчивость и локальность норм. Правила общения могут отличаться на разных площадках и в разных командах.

В одном рабочем чате могут оказаться люди разного возраста, образования, статуса, использующие разные культурные коды, и им нужно находить общий язык. Но в целом рабочие чаты можно считать однородной и комфортной средой, особенно если сравнить их с родительскими или домовыми группами: там иногда возникает ощущение, что интернет дал возможность встретиться существам с разных планет. 

Иногда раздражающие факторы оказываются неожиданными. Например, из комментариев к постам в телеграм-канале «Цифровой этикет» выяснилось, что некоторые люди негативно относятся к слову коллеги: одним оно кажется слишком формальным, а другие считают его некорректным, когда в чате есть не только сотрудники одного ранга, но и руководители. Но опрос, проведенный среди тысяч подписчиков канала, показал, что слово коллеги раздражает только 5% респондентов, поэтому можно считать это личным предпочтением.

Вообще, опросы подписчиков оказались ценным инструментом языковой рефлексии, который позволил узнать мнение многих людей о правилах коммуникации. Чаще всего можно увидеть не сложившуюся норму, а некий тренд, который, скорее всего, в ближайшее время будет зафиксирован в словарях и пособиях.

Забота, компромиссы и здравый смысл

Сетевое общение состоит из компромиссов. Если практика общения в чате кажется странной и вызывает протест, можно сформулировать свою точку зрения, обсудить правила и использовать здравый смысл. 

«Всегда можно договориться. Мне кажется, что это ключевой момент в цифровом этикете, — говорит Ольга Лукинова. — Обычный этикет требует следования установленным правилам; нож в правой руке, вилка в левой — мы твердо выучили это правило, потому что нас с детства учили пользоваться столовыми приборами. А вот цифровому этикету нас в детстве не учили, более того, он постоянно меняется».

Часто людям просто не приходит в голову, что можно задать вопрос: «Как вы думаете, как нам обращаться друг к другу в этом чате, если не по имени?»

Не стоит ждать, что люди «догадаются сами». Если вас что-то не устраивает, можно тактично сказать об этом: «Мне больше нравится, когда меня называют по имени-отчеству» или «Давайте вместо коллеги будем использовать другое обращение, например девочки или друзья».

Чтобы цифровое общение не приносило дискомфорта, важно быть терпимым к другим и в то же время замечать их реакции. «Если я в коммуникации веду себя удобным для всех образом, то нарушить этикет не так страшно, — считает Ольга Лукинова. —  Главное, чтобы собеседник не увидел в моих действиях неуважения или пренебрежения, чтобы не было напрасной траты чужого времени и коммуникация была эффективной».

«Выращивать» рабочую коммуникацию, внедряя какие-то правила и приемы в общении, нужно постепенно. Если мы заботимся об удобстве собеседников, они тоже будут внимательнее к нашим потребностям, ведь в коммуникации действует принцип взаимности. 

Узкие места

1. Первый контакт

  • Приветствие: Добрый день!
  • Обращение: Иван Иванович.
  • Вводная объясняющая формула: Мы в прошлом году с вами делали проект. 
  • Постановка задачи: Хочу предложить вам новый проект.

Одна из распространенных ошибок — заменять обращение приветствием. Но если мы пишем человеку в чате, значит, знаем его имя и можем к нему обратиться по имени или по имени-отчеству, а не просто написать Добрый день! 

После приветствия и обращения следует вводная объясняющая формула, она может варьироваться: например, можно напомнить обстоятельства последнего контакта.

Если вы не знакомы с адресатом, добавляется представление и пояснение: Здравствуйте, я Анна из компании «Рассвет». Нашла ваши контакты у вас на сайте / слышала ваше выступление на конференции. Эта формула может редуцироваться, если мы с адресатом знакомы, но, если в общении с незнакомым человеком пропускается хотя бы одна из этих частей, у того могут возникнуть вопросы и недопонимание.

2. Вежливость 

Будьте вежливы. Слова вежливости и благодарности необходимы, они смягчают общение. Иногда время можно сэкономить на приветствиях: если считать сетевую коммуникацию непрерывным процессом, то здороваться каждый раз не обязательно, но об этом лучше договориться с собеседником.

3. Симметрия

Соблюдайте симметрию. Выбирая обращение на «ты» или «вы», используя точки в конце сообщений, эмодзи или сокращения, ориентируйтесь на манеру и стиль вашего собеседника. Развернутое сообщение предполагает достаточно подробный ответ, а на текст лучше отвечать текстом, а не голосовым. 

4. Краткость

Сообщение должно быть коротким и понятным. Не стоит ради экономии времени писать ДД вместо Добрый день, заменять хорошо на хор и спасибо на спс, хотя почти в каждом коллективе есть какие-то сокращения, которые всех устраивают.

5. Внимательность

Если в переписке по электронной почте мы делаем усилие, чтобы точно сформулировать мысль и вспомнить правила орфографии, то в чаты часто выходим «в тапочках» и пишем не задумываясь. Но рабочая коммуникация требует самоконтроля.

Не пренебрегайте возможностью отредактировать сообщение, если увидели ошибки или неточности.

Возможно, вы пишете с опечатками, потому что торопитесь передать ценную информацию, но адресаты делают другие выводы: «неквалифицированный, небрежный, отнесся без уважения, раз не потратил несколько секунд на то, чтобы перечитать и исправить». 

Чтобы исключить неправильную интерпретацию сообщения, можно перед отправкой перечитать его с разными интонациями. Прежде чем нажать кнопку «Отправить», проверьте, кому вы собираетесь отправить сообщение.

Верные средства, чтобы вызвать раздражение

  • Микросообщения: Привет!, Есть задача, Ты успеешь? и т. п. — раздражают адресатов, особенно если вы ждете ответа на ваш Привет!. Экономьте чужое время; сразу напишите, чего хотите, не дробите сообщения.
  • Игнорирование собеседника — дурной тон. Если вы решили написать коллеге и видите, что две недели назад не ответили на его сообщение, правильно будет сначала извиниться и только потом переходить к делу.
  • Никто не любит, когда путают или неправильно пишут его имя. Опросы телеграм-канала «Цифровой этикет» показывают, что многие видят в этом неуважение.
  • Избегайте сомнительных клише. Вместо Я вас услышал лучше написать Спасибо, понял, вместо Заранее спасибо Буду благодарна за ответ, вместо Я к вам вернусь с этим — Выясню в среду на совещании и сразу напишу вам.
  • Орфографические ошибки раздражают в чате не меньше, чем в других видах письменной коммуникации. Запятую вам еще могут простить, но на вобщем и удасться наверняка обратят внимание.

Наш цифровой почерк

Мы все делаем выводы о других людях на основании того, как они общаются, и к цифровому миру это тоже относится. «Я часто прошу своих респондентов составить мнение о человеке на основе скриншота с текстом, — рассказывает Ольга Лукинова. — Никто не говорит, что информации недостаточно, все сразу начинают навешивать ярлыки. Того, кто пишет с ошибками, называют некомпетентным, если человек поставил много смайлов, про него говорят, что он инфантильный, несерьезный. Так что полезно понимать, что у каждого из нас есть свой цифровой почерк, который многое говорит о нас собеседнику, формирует наш образ в глазах окружающих».

Литература

  1. Ильяхов М. О., Сарычева Л. А. Новые правила деловой переписки. М.: Альпина Паблишер, 2018.
  2. Карепина С. Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах. М.: СилаУма-Паблишер, 2019.
  3. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: ОДРИ, 2020.
  4. Рызов И. Р., Пашин А. Г.  Хватит мне звонить. Правила успешных переговоров в мессенджерах и социальных сетях. М.: Бомбора, 2021.
  5. Северская О. И., Селезнева Л. В. Эффективная бизнес-коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей. М.: Эксмо-пресс, 2019.
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Есть контакт? Об общении и разобщении в цифровую эпоху

Лекция кандидата филологических наук Ольги Игоревны Северской

Мысль изреченная, или Акт коммуникации

Кто определяет языковую политику в сетях Рунета?

все публикации

Как победить на олимпиаде по лингвистике

Тренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языке


На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов

Если убрать из русского языка все заимствования, то от него ничего не останется?


Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

Иногда без синтаксического разбора не поймешь, кто на ком стоял


Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

А еще они приносят много удовольствия от игрового взаимодействия и помогают лучше узнать друг друга


Как будет выглядеть карта языков России?

Интервью лингвиста Юрия Корякова сайту Русского географического общества


Контактные языки: что бывает, когда соседи не понимают друг друга

Настойчивое желание общаться приводит к появлению конструкций «Моя твоя не понимай»


Чем отличаются по смыслу слова «знакомый», «друг» и «товарищ» в языке Пушкина?

Вышел в свет третий номер «Вестника Московского университета» за 2024 год


Скороговорки: полезное развлечение для детей и взрослых

Как Саша с сушкой и Клара с кларнетом помогают избавиться от каши во рту


Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита

Интервью с руководителем «Фристайл-мастерской» Львом Киселевым


«Говорим по-русски!»: в правилах русской пунктуации есть пробелы

Лингвист Мария Ровинская о том, почему запятые все-таки нужны


«Муж объелся груш» и другие речевые формулы для ответа в рифму

Каждый месяц мы выбираем самые интересные вопросы пользователей и самые полезные ответы нашей справочной службы



Влияние государственных решений на судьбу родных языков

Эксперты обсуждают принятую Концепцию языковой политики и ждут результатов ее реализации




Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют


Вышло новое издание научно-популярной книги Стивена Пинкера «Язык как инстинкт»

Ее можно использовать как пособие по курсу «Введение в языкознание»



Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества


Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова

Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме


Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!