Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.

Пунктуация

Вопрос: Здравствуйте. Скажите, в заголовках «Происхождение и цели государства по Аристотелю» и «Идеальное государство по Аристотелю» нужно ли выделять по Аристотелю как вводное или нет? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка: Обороты «по + имя собственное», указывающие, согласно чьему мнению, чьей точке зрения, теории и т. п. что-либо утверждается, обычно обособляются. Уточним, что обособляются они в случае, если играют роль вводных конструкций, указывающих на источник сообщения, например: По Аристотелю, не все блага равноценны: есть вспомогательные, а есть финальные. Однако такие обороты могут быть тесно связаны с какими-то словами в предложении — не только с глагольными формами, на что обычно указывают справочники, но и с существительными, о чем свидетельствуют ваши примеры. В этих случаях оборот «по + имя собственное» не нуждается в обособлении.

В приведенных примерах по Аристотелю играет роль несогласованного определения. Кстати, тот же смысл можно выразить с помощью прилагательного, то есть согласованного определения: идеальное государство по Аристотелю = аристотелевское идеальное государство. Возможность такой замены служит дополнительным доказательством того, что по Аристотелю здесь не является вводной конструкцией.

Комментарий Грамоты: Имена собственные в этом обороте чаще обозначают знаменитых мыслителей или известных в профессиональном кругу специалистов. См., например: по Гегелю, по Зализняку, по Попперу, по Хомскому. В качестве обособляемого вводного оборота выражение по кому-либо обычно используется при цитате или пересказе. В заголовках обособление обычно не требуется. Вот несколько примеров заголовков с этим оборотом: «Саморазвитие по Толстому», «Как быть умным по Пушкину», «Счастье по Аристотелю», «Страсти по Матфею», «Мир по Гарпу».

Синтаксис

Вопрос: В чем различие между на попечении и на попечение?

Ответ справочной службы русского языка: В сочетаниях существительное попечение представлено в разных падежных формах: предложного (на попечении) и винительного (на попечение) падежа. Выбор формы предопределяется нормами синтаксической сочетаемости: отдать на попечение, находиться на попечении. Существительное употребляется в той падежной форме, какая задается глагольным управлением: отдать на что? находиться на чем?

В разговорной речи глагол может быть опущен, если смысл высказывания сохраняет ясность, а лексический пропуск при необходимости легко заполняется. Например, глагол отсутствует в предложении Он на попечении моих друзей. Однако нетрудно предположить, что здесь мог быть употреблен глагол типа находится, остается. Важно еще одно обстоятельство: предложное сочетание обладает грамматическим значением; в частности, предлог и существительное на попечении выражают значение состояния, пребывания в каком-либо положении.

Интересны случаи с глаголами, при которых существительное может быть употреблено в форме и предложного, и винительного падежа. В частности, встречаются обороты оставить на попечение и оставить на попечении. В этом случае смысловое различие словосочетаний устанавливается с учетом лексического значения глагола и грамматического значения предложной конструкции. Как можно полагать, оборотом оставить на попечение может быть выражено целевое значение; при помощи оборота оставить на попечении прежде всего сообщается о состоянии, в каком окажется кто- или что-либо после выполнения действия.

Комментарий Грамоты: Несомненно, подобные грамматические задачи помогают решать толковые словари русского языка. Но обсуждаемая коллизия дает повод и для критического замечания: лаконичная, сокращенная подача примеров в словарной статье иногда лишает читателя возможности получить точный ответ: Оставить детей на п. бабушки. Дополнительные трудности создает то обстоятельство, что вне рассматриваемого оборота существительное попечение (житейское попечение, общество попечения, отложить попечение...) в современной речи употребляется редко. В «Русском семантическом словаре»1 это существительное снабжено пометой книжное:

ПОПЕЧЕ'НИЕ, -я, ср. (книжн.). Внимательное и постоянное наблюдение, забота. Оставить детей на п. бабушки. Имение на попечении управляющего. ♦ Отложить попечение о чём (устар.) — перестать заботиться, думать о чём-н. 

В результате конструкция на попечении постепенно перестает восприниматься как полнозначное словосочетание; выражения оставить на попечении кого-л. и оставить на попечение кому-л. сближаются по значению с оставить кому-л. / с кем-л. / у кого-л., а по форме — с составными предлогами в течение или на протяжении. 

Словообразование

Вопрос: У Достоевского встречается педагогичка. Это слово возникло от педагог по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик — медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + ) или в результате сокращения от прилагательного (как технический — техничка)?

Ответ справочной службы русского языка: На ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории социолингвистики РГГУ, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср:

  • Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889));
  • Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения (Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890));
  • — В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)).

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Комментарий Грамоты: В текстах основного корпуса НКРЯ обнаруживается 25 вхождений слова педагогичка. Первое упоминание (у М. Е. Салтыкова-Щедрина) относится к 1884 году. Наиболее позднее употребление (в контексте описания лекции в вузе) отражает современное значение этого слова — женщина-педагог:

  • ...остальные двадцать человек, вчерашних прилежных учениц и завтрашних придирчивых педагогичек, с откровенным недовольством раскрыв тетради, принялись механически записывать за Бельским каждое из его мудрых слов (Светлана Крещенская. Вечерний променад // «Менестрель», 2013).
Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Фамилия, имя... матчество?

Лексические единицы, связанные с гендером, не ограничиваются феминитивами

В каких ситуациях можно использовать слово «инаугурация»?

Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует три вопроса пользователей

Когда докторша стала врачом

Непростая судьба феминитивов для профессий

все публикации

Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!