Подсказки для поиска

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.

Пунктуация

Вопрос: Здравствуйте. Скажите, в заголовках «Происхождение и цели государства по Аристотелю» и «Идеальное государство по Аристотелю» нужно ли выделять по Аристотелю как вводное или нет? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка: Обороты «по + имя собственное», указывающие, согласно чьему мнению, чьей точке зрения, теории и т. п. что-либо утверждается, обычно обособляются. Уточним, что обособляются они в случае, если играют роль вводных конструкций, указывающих на источник сообщения, например: По Аристотелю, не все блага равноценны: есть вспомогательные, а есть финальные. Однако такие обороты могут быть тесно связаны с какими-то словами в предложении — не только с глагольными формами, на что обычно указывают справочники, но и с существительными, о чем свидетельствуют ваши примеры. В этих случаях оборот «по + имя собственное» не нуждается в обособлении.

В приведенных примерах по Аристотелю играет роль несогласованного определения. Кстати, тот же смысл можно выразить с помощью прилагательного, то есть согласованного определения: идеальное государство по Аристотелю = аристотелевское идеальное государство. Возможность такой замены служит дополнительным доказательством того, что по Аристотелю здесь не является вводной конструкцией.

Комментарий Грамоты: Имена собственные в этом обороте чаще обозначают знаменитых мыслителей или известных в профессиональном кругу специалистов. См., например: по Гегелю, по Зализняку, по Попперу, по Хомскому. В качестве обособляемого вводного оборота выражение по кому-либо обычно используется при цитате или пересказе. В заголовках обособление обычно не требуется. Вот несколько примеров заголовков с этим оборотом: «Саморазвитие по Толстому», «Как быть умным по Пушкину», «Счастье по Аристотелю», «Страсти по Матфею», «Мир по Гарпу».

Синтаксис

Вопрос: В чем различие между на попечении и на попечение?

Ответ справочной службы русского языка: В сочетаниях существительное попечение представлено в разных падежных формах: предложного (на попечении) и винительного (на попечение) падежа. Выбор формы предопределяется нормами синтаксической сочетаемости: отдать на попечение, находиться на попечении. Существительное употребляется в той падежной форме, какая задается глагольным управлением: отдать на что? находиться на чем?

В разговорной речи глагол может быть опущен, если смысл высказывания сохраняет ясность, а лексический пропуск при необходимости легко заполняется. Например, глагол отсутствует в предложении Он на попечении моих друзей. Однако нетрудно предположить, что здесь мог быть употреблен глагол типа находится, остается. Важно еще одно обстоятельство: предложное сочетание обладает грамматическим значением; в частности, предлог и существительное на попечении выражают значение состояния, пребывания в каком-либо положении.

Интересны случаи с глаголами, при которых существительное может быть употреблено в форме и предложного, и винительного падежа. В частности, встречаются обороты оставить на попечение и оставить на попечении. В этом случае смысловое различие словосочетаний устанавливается с учетом лексического значения глагола и грамматического значения предложной конструкции. Как можно полагать, оборотом оставить на попечение может быть выражено целевое значение; при помощи оборота оставить на попечении прежде всего сообщается о состоянии, в каком окажется кто- или что-либо после выполнения действия.

Комментарий Грамоты: Несомненно, подобные грамматические задачи помогают решать толковые словари русского языка. Но обсуждаемая коллизия дает повод и для критического замечания: лаконичная, сокращенная подача примеров в словарной статье иногда лишает читателя возможности получить точный ответ: Оставить детей на п. бабушки. Дополнительные трудности создает то обстоятельство, что вне рассматриваемого оборота существительное попечение (житейское попечение, общество попечения, отложить попечение...) в современной речи употребляется редко. В «Русском семантическом словаре»1 это существительное снабжено пометой книжное:

ПОПЕЧЕ'НИЕ, -я, ср. (книжн.). Внимательное и постоянное наблюдение, забота. Оставить детей на п. бабушки. Имение на попечении управляющего. ♦ Отложить попечение о чём (устар.) — перестать заботиться, думать о чём-н. 

В результате конструкция на попечении постепенно перестает восприниматься как полнозначное словосочетание; выражения оставить на попечении кого-л. и оставить на попечение кому-л. сближаются по значению с оставить кому-л. / с кем-л. / у кого-л., а по форме — с составными предлогами в течение или на протяжении. 

Словообразование

Вопрос: У Достоевского встречается педагогичка. Это слово возникло от педагог по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик — медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + ) или в результате сокращения от прилагательного (как технический — техничка)?

Ответ справочной службы русского языка: На ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории социолингвистики РГГУ, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср:

  • Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889));
  • Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения (Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890));
  • — В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)).

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Комментарий Грамоты: В текстах основного корпуса НКРЯ обнаруживается 25 вхождений слова педагогичка. Первое упоминание (у М. Е. Салтыкова-Щедрина) относится к 1884 году. Наиболее позднее употребление (в контексте описания лекции в вузе) отражает современное значение этого слова — женщина-педагог:

  • ...остальные двадцать человек, вчерашних прилежных учениц и завтрашних придирчивых педагогичек, с откровенным недовольством раскрыв тетради, принялись механически записывать за Бельским каждое из его мудрых слов (Светлана Крещенская. Вечерний променад // «Менестрель», 2013).
Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Фамилия, имя... матчество?

Лексические единицы, связанные с гендером, не ограничиваются феминитивами

В каких ситуациях можно использовать слово «инаугурация»?

Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует три вопроса пользователей

Когда докторша стала врачом

Непростая судьба феминитивов для профессий

все публикации

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

Ольга Величенкова о разных ошибках в письме, прогнозировании школьной неуспешности и умении сосредоточиться на главном

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!