Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?
В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.
Пунктуация
Вопрос: Здравствуйте. Скажите, в заголовках «Происхождение и цели государства по Аристотелю» и «Идеальное государство по Аристотелю» нужно ли выделять по Аристотелю как вводное или нет? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка: Обороты «по + имя собственное», указывающие, согласно чьему мнению, чьей точке зрения, теории и т. п. что-либо утверждается, обычно обособляются. Уточним, что обособляются они в случае, если играют роль вводных конструкций, указывающих на источник сообщения, например: По Аристотелю, не все блага равноценны: есть вспомогательные, а есть финальные. Однако такие обороты могут быть тесно связаны с какими-то словами в предложении — не только с глагольными формами, на что обычно указывают справочники, но и с существительными, о чем свидетельствуют ваши примеры. В этих случаях оборот «по + имя собственное» не нуждается в обособлении.
В приведенных примерах по Аристотелю играет роль несогласованного определения. Кстати, тот же смысл можно выразить с помощью прилагательного, то есть согласованного определения: идеальное государство по Аристотелю = аристотелевское идеальное государство. Возможность такой замены служит дополнительным доказательством того, что по Аристотелю здесь не является вводной конструкцией.
Комментарий Грамоты: Имена собственные в этом обороте чаще обозначают знаменитых мыслителей или известных в профессиональном кругу специалистов. См., например: по Гегелю, по Зализняку, по Попперу, по Хомскому. В качестве обособляемого вводного оборота выражение по кому-либо обычно используется при цитате или пересказе. В заголовках обособление обычно не требуется. Вот несколько примеров заголовков с этим оборотом: «Саморазвитие по Толстому», «Как быть умным по Пушкину», «Счастье по Аристотелю», «Страсти по Матфею», «Мир по Гарпу».
Синтаксис
Вопрос: В чем различие между на попечении и на попечение?
Ответ справочной службы русского языка: В сочетаниях существительное попечение представлено в разных падежных формах: предложного (на попечении) и винительного (на попечение) падежа. Выбор формы предопределяется нормами синтаксической сочетаемости: отдать на попечение, находиться на попечении. Существительное употребляется в той падежной форме, какая задается глагольным управлением: отдать на что? находиться на чем?
В разговорной речи глагол может быть опущен, если смысл высказывания сохраняет ясность, а лексический пропуск при необходимости легко заполняется. Например, глагол отсутствует в предложении Он на попечении моих друзей. Однако нетрудно предположить, что здесь мог быть употреблен глагол типа находится, остается. Важно еще одно обстоятельство: предложное сочетание обладает грамматическим значением; в частности, предлог и существительное на попечении выражают значение состояния, пребывания в каком-либо положении.
Интересны случаи с глаголами, при которых существительное может быть употреблено в форме и предложного, и винительного падежа. В частности, встречаются обороты оставить на попечение и оставить на попечении. В этом случае смысловое различие словосочетаний устанавливается с учетом лексического значения глагола и грамматического значения предложной конструкции. Как можно полагать, оборотом оставить на попечение может быть выражено целевое значение; при помощи оборота оставить на попечении прежде всего сообщается о состоянии, в каком окажется кто- или что-либо после выполнения действия.
Комментарий Грамоты: Несомненно, подобные грамматические задачи помогают решать толковые словари русского языка. Но обсуждаемая коллизия дает повод и для критического замечания: лаконичная, сокращенная подача примеров в словарной статье иногда лишает читателя возможности получить точный ответ: Оставить детей на п. бабушки. Дополнительные трудности создает то обстоятельство, что вне рассматриваемого оборота существительное попечение (житейское попечение, общество попечения, отложить попечение...) в современной речи употребляется редко. В «Русском семантическом словаре»1 это существительное снабжено пометой книжное:
ПОПЕЧЕ'НИЕ, -я, ср. (книжн.). Внимательное и постоянное наблюдение, забота. Оставить детей на п. бабушки. Имение на попечении управляющего. ♦ Отложить попечение о чём (устар.) — перестать заботиться, думать о чём-н.
В результате конструкция на попечении постепенно перестает восприниматься как полнозначное словосочетание; выражения оставить на попечении кого-л. и оставить на попечение кому-л. сближаются по значению с оставить кому-л. / с кем-л. / у кого-л., а по форме — с составными предлогами в течение или на протяжении.
Словообразование
Вопрос: У Достоевского встречается педагогичка. Это слово возникло от педагог по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик — медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прилагательного (как технический — техничка)?
Ответ справочной службы русского языка: На ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории социолингвистики РГГУ, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).
Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным.
В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср:
- Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889));
- Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения (Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890));
- — В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию (И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)).
При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.
Комментарий Грамоты: В текстах основного корпуса НКРЯ обнаруживается 25 вхождений слова педагогичка. Первое упоминание (у М. Е. Салтыкова-Щедрина) относится к 1884 году. Наиболее позднее употребление (в контексте описания лекции в вузе) отражает современное значение этого слова — женщина-педагог:
- ...остальные двадцать человек, вчерашних прилежных учениц и завтрашних придирчивых педагогичек, с откровенным недовольством раскрыв тетради, принялись механически записывать за Бельским каждое из его мудрых слов (Светлана Крещенская. Вечерний променад // «Менестрель», 2013).
Еще на
эту тему
Фамилия, имя... матчество?
Лексические единицы, связанные с гендером, не ограничиваются феминитивами
В каких ситуациях можно использовать слово «инаугурация»?
Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует три вопроса пользователей
Когда докторша стала врачом
Непростая судьба феминитивов для профессий