Скороговорки: полезное развлечение для детей и взрослых
Скороговорки из народной забавы превратились в инструмент исправления дикции, постановки профессиональной речи и изучения языка. Рассказываем, какие бывают скороговорки, чем полезны логопедические скороговорки, как преподавателям помогают скороговорки на английском, китайском и других языках.
Откуда возникли скороговорки
Скороговорки в разных формах существуют во многих культурах и языках. Вероятно, поначалу они возникли как народная забава и не попадали в поле зрения хронистов или ученых. «Открытие» скороговорок образованными людьми относится к XIX веку.
Русские скороговорки впервые записал и систематизировал в 1862 году Владимир Даль1. Всего он опубликовал 49 скороговорок — очень немного по сравнению с почти тридцатью тысячами пословиц и поговорок. При этом большинство из них скорее относятся к фольклору для взрослых (в издания для детей обычно включают лишь пять скороговорок из далевской подборки). Сегодня из записанных Далем скороговорок наиболее известны (в разных вариантах) три:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Сшит колпак, вязен колпак, да не по-колпаковски.
Благодаря Далю же, вероятно, закрепилось и единое название. Но можно найти и другие варианты: «языколомки», «языковертки», «трудноговорки» и т. п.
Интересно, что в «Словаре русского языка» Ожегова2 (издание 1978 года) дается такое определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Однако в более современной версии уточнения «ради забавы» уже нет.
К этому времени скороговорки стали рабочим инструментом для учителей и логопедов. Новые варианты разрабатываются уже не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи. Неслучайно и Международный день скороговорки приурочен ко Дню логопеда (отмечается во второе воскресенье ноября).
Как устроены скороговорки
Хорошая скороговорка обычно имеет специфическую структуру и набор характеристик, которые вместе работают на общую цель — создать препятствия для быстрого произношения, но при этом возбудить азарт и желание осилить трудную фразу.
Аллитерация. Скороговорки часто полагаются на аллитерацию, которая представляет собой повторение похожих звуков или групп согласных. Повторение определенных звуков создает трудности при быстрой речи. Например, фраза Четыре черненьких чумазеньких чертенка основана на повторяющемся звуке [ч].
Чередование звуков. Скороговорки часто содержат похожие слова и слоги, в которых одни и те же буквы стоят в разном порядке. Это нужно для тренировки речевого аппарата. Например, во фразе Шла Саша по шоссе и сосала сушку чередуются два звука, которые требуют похожего положения языка и губ.
Плотность сложных звуков. Хотя скороговорки могут различаться по сложности, труднопроизносимые слоги обычно «утрамбованы» в них так, чтобы не давать говорящему передышку (например, во фразе Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет чередование одних и тех же тренируемых звуков есть в каждом слове).
Ритм и рифмы. Многие скороговорки по ритмическому рисунку похожи на стихи — вероятно, благодаря народному происхождению, а также из-за того, что так их проще запомнить и веселее разучивать. Так устроены, например, такие далевские скороговорки:
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Выдерни лычко из-под кочедычка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Скороговорки для детей: развитие речи
Сегодня логопеды активно используют скороговорки в своей работе — чтобы выработать навыки беглого и четкого произношения звуков, с которыми у детей (и не только у них) возникают трудности.
Особенность детских скороговорок в том, что в них используются хорошо известные им понятия и слова, соединенные в веселые сюжеты. «Очень важен правильный подбор скороговорок, — отмечает учитель-логопед Анастасия Собянина. — Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например, Белые бараны били в барабаны). Подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи».
Некоторые авторы выделяют в отдельную группу упражнений для работы с дикцией чистоговорки. Они похожи на скороговорки, но попроще — с них можно начать работу над неподдающимися звуками.
Чистоговорки основаны на повторении определенного сочетания звуков — сначала отдельно, затем во фразе. Например: ап-ап-ап — у папы много шляп, мо-мо-мо — все мы любим эскимо.
Педагог и автор книг для детей Игорь Сухин перечисляет3 много разновидностей скороговорок (или близких к ним фраз, придуманных специально для тренировки дикции), а также упражнений для детей, построенных на их основе:
- однострочки (короткие скороговорки, вроде Саша в саже; гусак — кусака; Саня — в сани, а Ксанка — на санки);
- наоборотки (упражнение-вопрос, где ребенку нужно поменять местами слова, чтобы появился смысл: Лиса в небесах, а оса в лесах; Гусак усатый, а гусар кусачий);
- поэзы (рифмованные скороговорки: Красавица Сара причесала гусара);
- а также однослововдругомки, смешинки, нетушки, эхошки, разговорки, заниматки и другие.
Скороговорки для взрослых: улучшение дикции
Отличия скороговорок для взрослых в том, что они используются не только для развития речи в целом, но и для тренировки конкретных навыков. Например, дикторам и ведущим важно четко, без запинок и оговорок произносить большие тексты. Для этого в качестве тренировки используют длинные скороговорки, а также фразы с часто употребляемыми сложными словами:
Невелик бицепс у эксгибициониста;
Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом;
Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
Театральный режиссер и педагог Константин Станиславский отмечал4, что постановка сценической речи не может обойтись без скороговорок. Он советовал вырабатывать навыки произнесения скороговорок через очень медленную, преувеличенно четкую речь, постепенно ускоряя темп, — примерно так, как это происходит с освоением трудной пьесы на музыкальном инструменте.
Авторы пособия «Скороговорки как один из аспектов обучения сценической речи» советуют для достижения лучшего эффекта разнообразить работу со скороговоркой: произносить ее громко или тихо (или даже шепотом), медленно или быстро, с разной интонацией (восхищения, удивления, размышления и другими), но всегда четко артикулируя все звуки.
Скороговорки для изучения языков: тренировка сложных звуков
Скороговорки используют в своей практике не только логопеды и детские педагоги. Они популярны и среди преподавателей языка — например, есть довольно много методических пособий и статей, где разбирается применение скороговорок на уроках РКИ (русского как иностранного).
Из-за того, что скороговорок сегодня существуют сотни, из них легко выбрать именно те, которые подходят для конкретных студентов. Например, студенты из Китая и Японии испытывают трудности с произнесением согласных (особенно р и л) подряд, поэтому с ними можно разучивать скороговорку Карл у Клары украл кораллы... Для многих иностранцев необычным является русский звук [ы], и здесь может помочь скороговорка про Милу и мыло: Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.
В других языках тоже есть скороговорки, которые могут использовать преподаватели. Например, существуют английские скороговорки, нацеленные на тренировку особенно трудного для иностранцев буквосочетания th, которое может произноситься как [ð] либо [θ]: three free throws, thirty-three thirsty, thundering thoroughbreds. В чешском языке есть фраза Strč prst skrz krk, дословно означающая ‘просунь палец сквозь горло’, где нет ни одной гласной.
В китайском и других тоновых языках есть свои виды скороговорок, состоящие из одного или нескольких похожих слогов, различающихся только тоном.
При этом такие слоги, в зависимости от тона (в китайском выделяется четыре ударных тона и один безударный), могут означать разные слова, которые иностранцу очень легко перепутать. К такого рода скороговоркам, например, относится известная «История про то, как Ши Ши поедал львов». Все 92 слога стихотворения читаются как ши в одном из четырех тонов. Есть множество вариантов таких «односложек» и для других слогов.
Своего рода аналоги скороговорок существуют и в жестовых языках. Они используются для отработки беглой жестикуляции, когда необходимо быстро и точно переставлять руки и пальцы. Например, в амслене (американском жестовом языке) к таковым относится фраза Good blood, bad blood (‘хорошая кровь, дурная кровь’).
Самые популярные скороговорки
Сколько скороговорок на русском языке — не сосчитает никто. Ведь можно всегда придумать что-то новое, насколько хватит фантазии и эрудиции. Но десяток-другой самых популярных знает почти каждый.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
- Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как же кукушонок в капюшоне смешон.
- Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду, выдру — в тундру, ядра — в вёдра!
- На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, в туманы лимана манили меня?
- То ли Толя — кореш Коли, то ли кореш Толи — Коля. Коли Коля — кореш Толи, то и Толя — кореш Коли.
А те, кто всерьез хочет достичь в этом деле мастерства, могут попробовать комбинированные варианты. Таких «суперскороговорок» тоже есть немало. Но, вероятно, самая известная — это «Лигурия». В ней около пятисот слов, среди которых — большинство самых сложных сочетаний звуков. Рекорд по самому быстрому и разборчивому произнесению «Лигурии» составляет 1 минуту 47 секунд.
Еще на
эту тему
Есть «матрац», а есть «матрас» — оба правильны у нас!
Варианты нормы отличаются написанием, ударением, грамматическими характеристиками или стилистически
Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи
Семь книг, которые помогут расширить представления о языке и языкознании
О нормах образцового русского произношения
Мысли о будущем языка, высказанные Львом Владимировичем Щербой 80 лет назад, и сегодня не утратили актуальности