Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Для чего нужен язык в первую очередь

Для чего нужен язык в первую очередь
Иллюстрация: Варвара Гранкова

Мы пользуемся языком, чтобы делиться информацией и обмениваться идеями. Гораздо сложнее понять, насколько язык необходим, чтобы мыслить. Сегодня есть данные, которые позволяют ученым утверждать, что язык и мышление существуют достаточно обособленно друг от друга. О новом исследовании рассказывает новостной портал Массачусетского технологического института. 

Интуитивные представления и научные факты

Американский нейробиолог и когнитолог русского происхождения Эвелина Федоренко из Института исследований мозга в составе Массачусетского технологического института и ее коллеги утверждают, что язык прежде всего является инструментом общения, а не мышления. Статья об этом вышла в авторитетном научном журнале Nature в июне 2024 года.

Федоренко признаёт, что между языком и мыслью есть интуитивная связь. Во-первых, многие люди (впрочем, не все) думают словами, как бы проговаривая про себя мысли. Во-вторых, кажется разумным предполагать, что люди с грамотной, складной речью также являются хорошими мыслителями. 

Но, какими бы прочными ни были ассоциации между языком и мышлением, они не доказывают, что мы действительно мыслим с помощью языка.

«Я думаю, есть несколько наивных представлений и заблуждений, которые заставили людей твердо уверовать в то, что язык является инструментом мышления, — говорит Федоренко. — Но стоит распутать их нить за нитью, и окажется, что на самом деле они не выдерживают проверки фактами».

Язык без мышления, мышление без языка

На протяжении веков было сложно оценить роль языка в мышлении с научной точки зрения. Современные же методы нейробиологии и когнитивистики позволяют изучить эту связь более тщательно.

Данные из обеих областей, которые Федоренко, когнитолог и лингвист Эдвард Гибсон из МТИ и когнитолог Стивен Пиантадоси из Калифорнийского университета в Беркли рассматривают в статье в Nature Perspectives, подтверждают их идею о том, что язык — это инструмент для обмена информацией, а не осмысления мира.

За последние двадцать лет новые подходы и методы нейробиологии расширили наши представления о том, что происходит в мозге, когда он порождает и распознаёт речь.

Используя функциональную магнитно-резонансную томографию для поиска участков мозга, которые активируются, когда человек читает или слушает предложения или отрывки, специалисты могут достоверно определить сеть обработки языка у человека. Затем они могут наблюдать за этими участками мозга, пока человек выполняет другие задачи: от решения головоломок до рассуждений о том, что думают другие.

«Практически при всех мыслительных процессах мы не видим никаких признаков задействования языковых механизмов, — говорит Эвелина Федоренко. — Система обработки языка практически неактивна, когда человек занят разного рода размышлениями».

Это согласуется и с наблюдениями за людьми, которые потеряли способность к обработке языковой информации в результате травмы или инсульта. 

Пациенты с тяжелыми нарушениями могут полностью лишиться способности понимать слова, но это не мешает им решать математические задачи, играть в шахматы или планировать события.

«Они могут делать все то же самое, что и до травмы. Чего они не могут, так это взять эти ментальные представления и преобразовать их в формат, который позволил бы говорить о них с другими людьми, — объясняет Федоренко. — Если бы язык давал нам ключевые понятия, с помощью которых мы мыслим, то разрушение языковой системы приводило бы и к проблемам с мышлением. А на самом деле этого не происходит».

И наоборот, интеллектуальные нарушения не всегда связаны с языковыми; люди с умственной отсталостью или нервно-психическими расстройствами, ограничивающими их способность мыслить и рассуждать, не обязательно имеют проблемы с основными языковыми функциями. Таким образом, наличие у человека здоровой языковой системы не является ни необходимым, ни достаточным условием для мышления.

Свойства языка, оптимальные для общения

Еще одно возможное подтверждение своего тезиса ученые видят в том, что языки структурно лучше всего подходят именно для обмена сообщениями. «Языки оптимизированы таким образом, чтобы передавать информациюкак можно более эффективно», — считает Эвелина Федоренко. 

Эта идея не нова, но она подтверждается по мере того, как лингвисты анализируют все более обширные массивы языковых данных. В последние годы были собраны большие данные, аннотированные по различным лингвистическим признакам, а машинная обработка этих данных вышла на новый уровень. 

Опираясь на анализ десятков различных языков — как словесных, так и жестовых, — исследователи выявили их общие признаки.

Так, выяснилось, что в разных языках звуки и слова, как правило, соединяются друг с другом таким образом, чтобы свести к минимуму усилия говорящего (или пишущего) и при этом не исказить смысл. Например, часто используемые слова обычно короткие, а слова, значения которых зависят друг от друга, обычно располагаются близко друг к другу в предложениях. Эти особенности языков, по мнению Федоренко, также указывают на главную функцию языка — коммуникацию. Они были бы не нужны, если бы язык был в первую очередь предназначен для внутреннего мыслительного процесса.

Вышел обновленный учебник для вузов «Введение в науку о языке»В первый том вошли разделы «Теория языка» и «Язык и познание»«Учитывая, что языки обладают всеми этими свойствами, вполне логично, что мы используем язык для общения», — говорит она. Она и ее соавторы приходят к выводу, что, будучи мощным инструментом передачи знаний, язык отражает изощренность человеческого познания — но не порождает его. 

Таким образом, по мнению Федоренко и ее коллег, язык отражает сложность человеческого мыслительного процесса, но сам по себе не является его отправной точкой.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык

Мария Дмитриевна Воейкова о вспомогательных механизмах в «языке нянь»

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Корпус учит лингвистов не доверять своей интуиции и изучать те явления, которые встречаются часто

Нейросеть научилась распознавать задуманные слова по активности мозга

Это может помочь пациентам с речевыми расстройствами

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!