Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Луи Брайль, человек-шрифт

Луи Брайль, человек-шрифт
В коллаже использованы материалы Wikimedia Commons

Лаконичный и логичный универсальный шрифт для незрячих, который используют во всем мире, —  главная заслуга Луи Брайля. Этот человек отличался оригинальным умом, цельностью натуры и редкой настойчивостью. Вопреки представлениям своего времении он сумел доказать, что удобный для пальцев шрифт не обязан повторять шрифт, удобный для глаз. Исследователи предполагают, что если бы он не потерял зрение, то, скорее всего, стал бы математиком.

Счастливое детство и несчастный случай

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в крошечном французском городке Кувре, в сорока километрах от Парижа. Он был четвертым ребенком в семье шорника, сёстры и брат были сильно старше. Мальчик был болезненным, но обладал живым характером; он предпочитал проводить время не с братом и сестрами, а в мастерской и лавке отца.

В три года Луи, подражая отцу, попытался проколоть острым ножом толстый кусок кожи. Инструмент отлетел мальчику в глаз.

Несмотря на то что на следующий день Луи отвезли к парижскому хирургу, сохранить глаз не удалось. Несколько лет Луи страдал от инфекции и к пяти годам окончательно ослеп. Скорее всего, причиной была симпатическая офтальмия, осложнение, из-за которого люди с травмой одного глаза полностью теряют зрение.

Родные не только опекали Луи, но и организовали для него, как бы мы сейчас сказали, развивающую среду. Отец находил способы знакомить сына с миром. Для прогулок по лесу он изготовил специальную трость, читал сыну книги, учил его грамоте с помощью рельефных букв.

В шесть лет Луи стал учиться у местного священника, а через некоторое время уговорил сверстников водить его в школу. Мальчик внимательно слушал учителя, но сам писать и читать, конечно, не мог. В десять лет учителя отправили способного ученика в Париж.

Парижский институт слепой молодежи был первым учебным заведением для слепых; в то время, когда туда попал Луи, заведение перестало привлекать интерес как новаторское и растеряло спонсоров. Тем не менее Институт обеспечивал незрячим стабильную среду и возможности общения.

Луи Брайль считал, что именно общение дает шанс на достойную жизнь, предвосхищая идеи инклюзии.

Позднее он писал: «Доступ к общению — это доступ к знаниям, и это жизненно важно для нас, если мы [слепые] не хотим, чтобы нас и дальше презирали или опекали снисходительные зрячие люди. Нам не нужна жалость, не нужно напоминать, что мы уязвимы. К нам должны относиться как к равным». 

В те времена во Франции слепой человек мог добыть себе средства к существованию только попрошайничеством или участием в грубых и жестоких ярмарочных шоу. Поэтому основателю школы, Валентину Гаюи1, даже пришлось компенсировать своим первым подопечным потерю дохода от нищенства, чтобы они согласились учиться.

Отношение к незрячим во Франции изменилось после наполеоновских войн: ослепшим героям не пристало нищенствовать и фиглярствовать. Освоение ремесла было неплохим вариантом, но у французских просветителей уже появились идеи о том, как приобщить слепых к книжной культуре.

Гигантские книги и военные хитрости

В Институте детей учили музыке, ремеслам (вязанию и ткачеству) и грамоте. Для обучения грамоте использовался рельефно-линейный шрифт «унциал», разработанный Валентином Гаюи.

Крупные ровные буквы выдавливались на вощеной бумаге. Книги были толстыми и тяжелыми, они требовали много места для хранения.

Луи Брайль был рад, что у него появилась возможность читать, но добывать знания по системе Гаюи было тяжело. Унциал не позволял писать: технология изготовления оттисков была слишком трудоемкой. Но главный недостаток системы заключался в том, что она «разговаривала с пальцами на языке глаз».

В 1821 году, спустя два года после того, как Луи Брайль поступил в Институт, в нем появился отставной артиллерист и шифровальщик  Шарль-Мари Барбье де ла Серр. Он увлекался скорописью и другими альтернативными системами письма. Одна из них, тактильный «ночной шрифт», который Барбье создал для военных по заказу Наполеона, хорошо подходила и для слепых.

Барбье был не только изобретателем, но и просветителем; он считал, что традиционное письмо является препятствием к всеобщей грамотности, поскольку длительное обучение недоступно людям, которые вынуждены с ранних лет зарабатывать на жизнь. Барбье также был обеспокоен недоступностью образования для людей с нарушениями зрения или слуха2.

Для использования «ночного шрифта» нужны были три приспособления: пуансон (инструмент для перфорации), разлинованная табличка и инструкция-справочник. Метод давал возможность незрячим учащимся конспектировать и перечитывать лекции, которые раньше приходилось заучивать наизусть. Барбье подарил Институту несколько комплектов этих инструментов. Это позволило начать массовое обучение. 

Понимание на кончиках пальцев

В 1822 году умер Валентин Гаюи, а в 1824 году, опираясь на систему Барбье, студент Института Луи Брайль создал новый вариант тактильного шрифта — простую, логичную и надежную систему коммуникации. Брайль сделал равномерные колонки для каждой буквы и сократил количество точек с двенадцати до шести. В первой версии шрифта Брайля использовались также тире, но позже Луи от них отказался.

В отличие от системы Гаюи, у Брайля буквы, записанные с помощью выступающих точек, не были похожи на обычный латинский алфавит и не были понятны зрячим без обучения. В отличие от системы Барбье, это была не скоропись и не сокращенная запись, а именно способ точной передачи букв алфавита.

Важным достижением было то, что мелкие ячейки шрифта Брайля могли распознаваться как буквы одним прикосновением пальца.

Затем Брайль адаптировал свою систему для записи музыки. Он стремился к тому, чтобы сделать музыкальный код достаточно гибким, подходящим для любого инструмента.

В следующее десятилетие Брайль выпустил три книги:

  • «Метод написания слов, музыки и простых песен с помощью точек, для использования слепыми и переложенный для них» (1829); 
  • «Маленький синопсис арифметики для начинающих» (1838);
  • «Новый метод представления точками формы букв, карт, геометрических фигур, музыкальных символов и т. д. для использования слепыми» (1839).

По иронии судьбы первая из книг Брайля была напечатана с помощью рельефно-линейного шрифта Гаюи. В ней говорилось о необходимости создания новой системы письма для коммуникации между зрячими и незрячими. И такую систему, тактильный вариант латинского шрифта на основе десяти точек, тоже создал Луи Брайль. Декапойнт был представлен публике в 1839 году. Буквы сохранили свою форму и легко читались зрячими, но строки состояли из рельефных точек, как в шрифте Брайля.

Декапойнт сочетал в себе метод точечной перфорации с использованием особого грифеля.

Позже Брайль помог своему другу Пьеру-Франсуа-Виктору Фуко в создании устройства для тиснения букв по системе декапойнт (известную также как рафиграфия). Машина Фуко была названа «Рафиграфом» и была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. 

Успешен, но не признан

Брайль невероятно много успел за свою жизнь. Он был универсальным гением и проявлял свои таланты в разных областях, от математики до музыки. На протяжении жизни ему удалось выучить на слух несколько языков. После того как Луи Брайль освоил программу Института, его попросили остаться там в качестве помощника учителя. К 1833 году он получил право преподавать самостоятельно.

Бо́льшую часть жизни Брайль обучал детей и подростков истории, алгебре и геометрии, музыке. Музыкальный слух Брайля позволил ему стать искусным виолончелистом и органистом, он играл на органе в разных храмах Франции.

При жизни Луи Брайль не приобрел известности, а его система оставалась для научного мира скорее забавной диковинкой. Несмотря на безграничное уважение учеников, систему Брайля не преподавали даже в Институте, где он многие годы учился и работал.

После смерти Гаюи его последователи ратовали за верность его методам и были против нововведений. Развернулись методологические баталии. Дошло до того, что доктор Александр Рене Пинье, новый директор Института, был уволен за то, что в 1837 году напечатал шрифтом Брайля учебник истории. Это была первая книга, изданная новым шрифтом: 152 страницы, 1,75 кг.

Брайль с детства был не очень здоровым человеком, а в юности заболел туберкулезом. В 1840-х годах болезнь обострилась, и он был вынужден оставить преподавание. В 1852 году, через два дня после своего сорокатрехлетия, Брайль скончался в результате легочного кровотечения на руках у своего старшего брата. Он не создал семьи и не оставил потомков; его похоронили на родине, в Кувре.

Наследие

Благодаря настойчивости учеников Брайля его система была официально признана во Франции в 1854 году, спустя два года после смерти Брайля. Вскоре она распространилась во франкоязычных странах; а мировое признание получила на Парижском международном конгрессе для улучшения участи слепых и глухонемых в 1878 году, в котором участвовал и делегат от России. 

К 1882 году шрифт Брайля использовался в большинстве учебных заведений для незрячих. В России первая книга, напечатанная брайлем, появилась в 1885 году; это были сто экземпляров «Сборника статей для детского чтения, изданного и посвященного слепым детям Анною Адлер». Исключение долгое время составляли США, но и там в 1916 году шрифт Брайля был официально принят в школах для слепых.

Код Брайля: доступ к общению с миромУниверсальная система записи для незрячих прожила два века и остается востребованной в цифровой средеСпустя почти два века шрифт Брайля не сдает позиций. Система получает цифровую жизнь, появляются новые вариации технологии Брайля, компьютерные терминалы, службы электронной почты RoboBraille и Nemeth Braille, комплексная система математических и научных обозначений.

В 1952 году в мире отмечалось столетие со дня смерти Брайля. С тех пор к нему пришла настоящая слава, которая вышла за пределы узкого круга педагогов и исследователей.

  • В 1952 году французские власти решили перенести тело Брайля в Пантеон. В Кувре по настоянию его жителей остались только руки изобретателя.
  • В 1952 году Томас Элиот посвятил наследию Брайля эссе.
  • В 1956 году в Кувре открыт дом-музей Луи Брайля.
  • В 1992 году в его честь назван астероид. 
  • В 2017 году в лондонском театре Чаринг-Кросс состоялась премьера мюзикла «Наследие Брайля».
  • С 2019 года Всемирный день Брайля отмечается 4 января, в день его рождения.

Памятники Луи Брайлю есть по всему миру. В его честь выпущены монеты и марки, о нем написано несколько детских книг, созданы передачи, фильм, пьеса и песня. Британская энциклопедия включила Брайля в список «100 самых влиятельных изобретателей всех времен».

Литература

  1.   Bickel L. Triumph Over Darkness: The Life of Louis Braille. Leicester : Ulverscroft, 1989.
  2. Farrell G. The Story of Blindness. Cambridge : Harvard University Press, 1956. Есть электронная версия.
  3. Kugelmass, J. A. Louis Braille: Windows for the Blind. New York : Julian Messner Inc., 1951.
  4. Mellor C. M. Louis Braille: A Touch of Genius. Boston : National Braille Press, 2006.
  5. Jiménez J. et al. Biography of Louis Braille and Invention of the Braille Alphabet. Survey of Ophthalmology, Volume 54, Issue 1, 2009. P. 142–149.  
  6. Красноусов П. Д., Шоев Ф. И. Луи Брайль. Историко-биографический очерк. М. : ВОС, 1976.
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»

Правила жизни столетнего лингвиста

Сказка о русском лингвисте Кнорозове, расшифровавшем письменность майя

Каждый иероглиф у индейцев майя — слог или слово

К двухсотлетию со дня рождения Владимира Ивановича Даля

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш...»

все публикации

Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба




Tone of voice: правила обращения с читателями

Автор не всегда отдает себе отчет в том, как звучит его голос


Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно, никогда до добра не доводит»

Монолог о ключевых точках научной биографии и о главных словарных проектах опубликован в издании «Арзамас»


Стыдно ли говорить на диалекте?

В программе «Наблюдатель» судьбу диалектов обсудили Валерий Ефремов, Игорь Исаев, Нелли Красовская и Александра Ольховская