Тест и культура речи
О том, как бесконечные тесты в школе влияют на культуру речи и мысли, рассказывает статья в журнале «Наука и жизнь».
Еще в 1980-х годах лингвист Михаил Викторович Панов предсказывал рост аналитизма, спонтанности в речи, диалогизма — эти прогнозы полностью оправдались. Тем не менее система языка принципиально не изменилась, а старые учебники в целом остаются актуальными.
Жаргонизмов в речи подростков в 80-е годы было гораздо больше, чем у их современников. Это было обусловлено модой и тягой к запретному. Нынешнее состояние языка нельзя назвать деградацией, однако можно говорить об утрате чувства стиля: говорящие перестают чувствовать, где высокое, где нейтральное, а где низкое (хотя это явление касается не всех слоев общества).
Заимствованный нами западный подход к обучению, основанный на тестах, помогает уравнять возможности и подготовить большое количество узких специалистов. Но в элитарном образовании и на Западе сохраняется живое индивидуальное общение учителя и ученика. Избыток тестирования приводит, с одной стороны, к сужению кругозора, а с другой — к обеднению арсенала речевых средств.
Культура — это система альтернатив. Культурный человек должен уметь сказать одно и то же разными способами и видеть смысловые оттенки в предложенных вариантах.
Еще на
эту тему
Культура речи и языковая критика
Правильное пользование языком требует усилия и отваги, напоминает Юрий Караулов
Хорошая речь и среднелитературная речевая культура
Для этого типа речевой культуры, в отличие от элитарной, характерно несоблюдение этических норм речи
Варваризация языка, ее суть и закономерности
Интервью с автором «Словаря московского арго» культурологом Владимиром Елистратовым