Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Семь современных «учебников» для тех, кто пишет и редактирует

Семь современных «учебников» для тех, кто пишет и редактирует

Полвека назад все было просто и понятно: вот писатель, вот журналист, а вот — редактор. В начале XXI века все запуталось: появились копирайтеры, райтеры, блогеры и контент-менеджеры. И немедленно вступили в переписку друг с другом и с заказчиками. Это подборка о современных принципах работы с текстами — мы включили в нее самые актуальные книги.

С появлением интернета изменился не только процесс работы с текстами, но и сами тексты. Филологическое или журналистское образование лишь задает основной вектор, практические навыки каждый приобретает сам. Причем иногда в одиночку, потому что очное взаимодействие и совместная работа с коллегами стали необязательными. Что же делать, чтобы развиваться в профессии? 

Максим Ильяхов считает, что ориентиром может стать «любой профессионал, чьи результаты вам нравятся». Встретить такого человека удается не каждому, но, к счастью, в наше время профессионалы ведут курсы и пишут книги. Именно из таких «учебников» последних лет мы и составили нашу подборку. Рекомендуем ее не только тем, кто делает в этой сфере первые шаги, но и тем, кто уже много лет работает с текстами: даже самые опытные наверняка узнают что-то новое и полезное.

1. Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Новые правила деловой переписки 

Счастлив человек, который может без слез перечитать последние десять сообщений в своих рабочих чатах. Как же раздражают бессмысленные фразы: «Коллеги, я вас услышал», «Заранее спасибо», «С уважением к вам и вашему бизнесу». Можно ли без них обойтись и не будет ли это невежливо? Беда в том, что за такими шаблонами — фальшь, плохо скрываемое презрение и откровенные манипуляции.

Авторы книги считают, что главными принципами делового общения должны стать уважение к адресату и забота о его интересах. Звучит немного высокопарно, но что нам еще остается? Впрочем, если вы относитесь к адресату без уважения, никакие правила не спасут.

Вы узнаете:

  • как вызвать гнев получателя с первых же строк письма;
  • чем грозит небрежность;
  • как проявить уважение и избежать панибратства;
  • как выглядит натянутая вежливость; 
  • что такое дружественный тон.

Чем полезна: книга не только о деловом этикете, но и о том, как строить честные и конструктивные отношения с коллегами. Научит писать любые деловые письма и сообщения. Содержит много примеров и конкретных советов. 

Для кого: для всех, кто общается письменно — от студентов и соискателей до менеджеров и руководителей.

М.: Альпина Паблишер, 2018. 

2. Майя Богданова. Я — копирайтер. Как зарабатывать с помощью текстов

Копирайтер — не журналист и не писатель, филологическая подготовка для него не обязательна. Новичков эта профессия привлекает тем, что «нужен лишь ноутбук и выход в Сеть», поэтому о заработке копирайтера мечтают многие, от школьников до мам в декрете. Основатель «Школы контента» Майя Богданова помогает зарабатывать копирайтингом и делать это с удовольствием. «Если человек в школе хорошо писал сочинения, значит ли это, что он может заработать копирайтингом?» — это вопрос, который ей задают чаще всего. Среди главных навыков, необходимых такому специалисту, Майя Богданова называет любовь к чтению, умение анализировать прочитанное и талант рассказчика. Но это еще не все, «договариваться и объяснять» — вот к чему должен быть готов копирайтер. 

Вы узнаете:

  • какие качества необходимы хорошему копирайтеру;
  • кто придумал копирайтинг и как развивалась эта сфера;
  • как построить работу с заказчиком и избежать типичных ошибок;
  • чего на самом деле стоит возможность «работать с ноутбука из любого кафе любой страны».

Чем полезна: автор разбирает мифы о профессии и рассказывает о реальности. 

Для кого: для тех, кто присматривается к профессии, для людей, уже работающих в этой сфере, которые хотят больше зарабатывать и эффективнее взаимодействовать с клиентами. Книга будет полезна также филологам старой школы, которые хотят освоить новые прибыльные ниши.

М.: Альпина Паблишер, 2022. 

3.  Егор Апполонов. Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей: от Аристотеля до Водолазкина

Книга о писателях, для писателей и читателей. Фразу «Пиши пьяным, редактируй трезвым» приписывают Эрнесту Хемингуэю, но на самом деле он ее никогда не произносил. Егор Апполонов провел собственное исследование, чтобы в этом убедиться. Похожий совет другой американский писатель, Питер Де Врис, вложил в уста своего героя. А что касается Хемингуэя, то он «никогда не пил, не закончив свои ежедневные дела». Хотя в «Полном руководстве…» есть глава «Писатели и алкоголь», оно посвящено творчеству, а именно — особенностям технической организации творческого процесса. 

Впрочем, в творце должны присутствовать оба начала — аполлоническое и дионисийское, непосредственность и сдержанность, эмоции и дисциплина.

Вы узнаете:

  • какими способами пользовались писатели, чтобы поймать вдохновение;
  • нужно ли подражать великим, чтобы найти собственный стиль; 
  • что важнее, талант или усидчивость;
  • как совместить в одном лице творца и редактора.

Чем полезна: прочитав эту книгу, вы не станете писателем, но, если будете регулярно практиковаться, станете писать гораздо лучше.

Для кого: для тех, кто любит читать, мечтает написать роман или хотя бы узнать, как это делается.

М.: Альпина Паблишер, 2019.

4. Нина Зверева, Светлана Иконникова. Легкий текст. Как писать тексты, которые интересно читать и приятно слушать

Люди, хорошо владеющие русским устным языком, не обязательно хорошо пишут, а у тех, кто отлично пишет, могут быть серьезные проблемы с выражением своих мыслей вслух. Устный и письменный язык — разные планеты, книга описывает обе. Описание технологий соседствует в ней с увлекательными житейскими историями, поэтому читать ее не только полезно, но и легко.

Вы узнаете:

  • как передать эмоции, не используя смайлики;
  • как написать отличный закадровый текст и интересный пост;
  • как увидеть свою статью глазами читателя;
  • в чем смысл литературного редактирования;
  • как превратить дословную расшифровку, похожую на бред сумасшедшего, в отличное интервью.

Чем полезна: дает представление обо всем разнообразии устных и письменных коммуникаций.

Для кого: для всех, кто работает с текстами и звуком: студентов, спичрайтеров, журналистов, лекторов, подкастеров, сотрудников радио и телевидения.

М.: Альпина Паблишер, 2022.

5. Евгения Пельтек. Пишите — не пишите. Психологическое руководство для авторов по работе с текстом и собой 

Автор этой книги, психолог и журналист, немало знает о дедлайнах и творческих кризисах. Сочинительство называют терапией, но иногда это терапия шоковая. Страх и ужас — с этими парализующими эмоциями сталкивались многие труженики клавиатуры. Что делать, когда не получается: не пишется, не редактируется? Если вы чувствуете, что оказались в творческом тупике, если правки редактора и замечания заказчика уже превышают объем вашего текста, то эта книга точно для вас. Она пригодится тем, кто пишет роман, и тем, кто ведет блог.

Вы узнаете:

  • нужно ли «заставлять себя писать»;
  • что делать, если вас называют графоманом;
  • как сохранить приватность в публичном блоге;
  • чем отличается эксперт от гуру и какие бывают эксперты.

Чем полезна: помогает преодолеть ужас и панику и разложить все по полочкам.

Для кого: для тех, кто запутался в собственных текстах и хочет во всем разобраться.

М.: Альпина Паблишер, 2022.

6. Николай Кононов. Я, редактор. Настольная книга для всех, кто работает в медиа

О своей журналистской работе Николай Кононов подробно рассказал в книге «Автор, ножницы, бумага», вторая его книга посвящена редакторской работе и основам функционирования медиа. Это настоящий учебник современной журналистики, но интересна будет всем, кто работает с текстами и читает СМИ.

Вы узнаете:

  • в чем заключаются базовые правила журналистского текста;
  • что такое фактчекинг;
  • почему важен контекст;
  • как выбрать и сформулировать тему;
  • как устроено взаимодействие редактора с автором;
  • как сделать ваш текст хитом.

Чем полезна: своеобразная энциклопедия от основ редактуры до авторских лайфхаков.

Для кого: для начинающих авторов и редакторов, для филологов, для тех, кто считает, что работа редактора не оставляет места творчеству.

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.

7. Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст

Эта книга в рекомендациях не нуждается, но не упомянуть ее было бы странно. Она вышла в 2016 году, завоевала огромную популярность и сделала многих людей адептами инфостиля. Сегодня знакомство с ней часто указывают в вакансиях в качестве обязательного условия. Критиков у книги тоже немало, поклонники классической филологии считают, что инфостиль хорош лишь для копирайтинга и далек от традиций русской литературы. Недоброжелатели любят сравнивать «Пиши, сокращай» с книгой Норы Галь «Слово живое и мертвое». Но ознакомиться с книгой Максима Ильяхова (и Людмилы Сарычевой, о ней обычно забывают), безусловно, стоит. Кстати, осенью 2023 года выходит новая версия.

Чем полезна: дает представление об инфостиле, написана просто и доступно.

Для кого: для всех.

М.: Альпина Паблишер, 2016.

Алиса Орлова

Еще на эту тему

Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания

Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка

«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил

Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»

все публикации

«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба




Tone of voice: правила обращения с читателями

Автор не всегда отдает себе отчет в том, как звучит его голос


Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно, никогда до добра не доводит»

Монолог о ключевых точках научной биографии и о главных словарных проектах опубликован в издании «Арзамас»


Стыдно ли говорить на диалекте?

В программе «Наблюдатель» судьбу диалектов обсудили Валерий Ефремов, Игорь Исаев, Нелли Красовская и Александра Ольховская