Подсказки для поиска

Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Тексты учебников должны не только соответствовать программе, но и быть доступными, разнообразными по жанрам и стилям, насыщенными актуальной лексикой. Можно ли объективно оценить такие сложные характеристики? Специалисты из Института Пушкина Антонина Лапошина и Мария Лебедева применили количественные методы к анализу учебников русского языка для начальной школы. 

Современной педагогике следует придерживаться доказательного подхода, уверены авторы статьи. Это значит, что решения, которые принимают методисты, должны опираться на данные. В частности, при выборе и оценке учебника следует полагаться не только на экспертный взгляд, но и на измеримые, прозрачные количественные показатели.

Например, есть специальные формулы, которые позволяют оценить, насколько легко читать учебные тексты. Эти формулы учитывают разные параметры: средняя длина предложения; средняя длина слова; наличие частей речи и оборотов, затрудняющих чтение (деепричастные обороты, пассивный залог и т. п.); частотность используемых слов и другие. Если применить эту методику к оценке текстов учебников, по которым дети учатся в школе, можно получить любопытные выводы.

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебниковГлавные критерии — понятность, интересность и тематический балансАвторы статьи проанализировали восемь линеек учебников по русскому языку для I–IV классов — достаточно активно используемые, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), имеющие оригинальную и соответствующую современным подходам методологию. 

Учебники оценивали по следующим критериям: 

  • доступность (насколько структура и лексика текстов соответствует уровню школьников);
  • стилевое, жанровое и тематическое разнообразие (как в них соотносятся художественные и нехудожественные, прозаические и поэтические тексты, тексты на разные темы и с разной лексикой);
  • соответствие текстов современному состоянию языка.

Уже при анализе по критерию доступности авторы задаются вопросом: сколько незнакомых слов должно быть в тексте, ориентированном на перво- и второклассников? Дело в том, что в«учебниках для этого возраста доля незнакомых слов (тех, которых нет среди пяти тысяч самых частотных) составила от 23% до 45%.

С одной стороны, включение редких слов полезно для пополнения словарного запаса ребенка, развития у него догадливости и умения пользоваться словарем. С другой стороны, авторы призывают задуматься: нужно ли использовать тексты с большой долей таких слов для упражнений по орфографии и грамматике? Ведь ребенку проще усвоить правило, если оно применяется на примере уже известного ему и распространенного     в языке слова.

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языкуЛекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизниВторой спорный момент, который касается уже лексического разнообразия: во многих учебниках оказалось очень много текстов о природе — от 33% до 53%, но недостаточно — текстов, которые бы касались сюжетов из повседневной жизни школьника. В некоторых линейках больше 30% таких слов, которые встречаются в сказках, но уже неактуальны для современной речи. В целом тематический баланс в разных линейках учебников разный, и не всегда понятно, на чем основан выбор тех или иных авторов и текстов.

Уже эти находки, по мнению лингвистов, говорят о необходимости дальнейших исследований:

  • какая сложность текстов оптимальна для учеников разных возрастов;
  • как тексты разных жанров и форм влияют на запоминание правил орфографии, интерес учеников и другие важные элементы обучения;
  • как лексика в текстах соотносится с потребностями школьников, привычными для них реалиями и кругом понятий;
  • какие традиции полезны, а какие — нуждаются в пересмотре (например, включение большого объема текстов о природе, текстов с устаревшими словами).
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы

Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его можно использовать на уроках и дома

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами

все публикации

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

Лучшие программы-корректоры на основе ИИ

Роботы уже могут исправить большинство ошибок, но сами добавляют новые

Горячая десятка заимствований: что тут сложного?

Пользователи Грамоты часто ищут информацию об этих заимствованиях, которые еще не освоились в русском языке

Язык тела: как жесты помогают нам общаться

Они дополняют, уточняют и даже заменяют слова

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!