Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.

Если в слове воробей мы выделим корень -воробей-, то окажется, что слово воробушек ему не однокоренное: у него корень -вороб-. А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей. Этой морфеме трудно приписать конкретное значение, но при этом она по определению (минимальная значимая часть слова) не может быть бессмысленной. 

Та же проблема со словами давать и дарить. Традиционно у второго выделяют корень -дар-. Интуиция подсказывает нам, что эти слова связаны между собой, однако если мы выделим у них корень -да-, то получим у дарить суффикс -р-, которого нет в современном русском языке. При этом исторически он был: например, с его помощью образованы слова пир и жир, которые восходят к глаголам пити и жити

На практике понимание исторической связи слов помогает не ошибаться в правописании: можно проверить слово замечательный словом заметка, а совок — словом засовывать

Борис Иомдин пишет о двух способах определения близости слов — синхронном и историческом (или диахроническом). При первом способе родственными признаю́тся только те слова, для которых можно построить словообразовательную цепочку в современном русском языке. Второй способ основан на интуиции и позволяет увидеть глубинные связи между словами. При этом интуиция не всегда совпадает с тем, что написано в словарях: примерно 80% опрошенных считают однокоренными слова столица и престол, поезд и ездить, хотя словари не выделяют ни суффикс в слове столица, ни приставку в слове поезд.

Лингвист считает, что в школьной практике правильными следует считать ответы, основанные на любом из этих подходов. Оба они развивают у учащихся полезные навыки: умение видеть структуру слова и интуитивное понимание смысловых связей. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Какой толк от толковых словарей?

Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина

все публикации

Словесные игры, тайны шифров и великие рукописи: какие книги выбрать в подарок

Семь способов порадовать любителей русского языка и других знаковых систем


Откуда берутся новые слова?

Чтобы обозначить новое понятие, язык использует разные стратегии, объясняет Мария Елифёрова


Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Фольклористы и диалектологи подвели итоги полевых исследований 2024 года


«Я купила сотню мух»: регионализмы, у которых нет аналогов

Лингвист Ирина Фуфаева рассказывает о том, как по-русски можно назвать маленький пуховый платок и эсэмэску с просьбой перезвонить


Грамота выбрала слово года. И как оно вам?

Собираем мнения и впечатления, чтобы в будущем году сделать исследование еще интереснее



Новые слова в «Академосе»: комментарии составителей

По какому принципу пополняется орфографический словарь?



Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!