«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.
Если в слове воробей мы выделим корень -воробей-, то окажется, что слово воробушек ему не однокоренное: у него корень -вороб-. А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей. Этой морфеме трудно приписать конкретное значение, но при этом она по определению (минимальная значимая часть слова) не может быть бессмысленной.
Та же проблема со словами давать и дарить. Традиционно у второго выделяют корень -дар-. Интуиция подсказывает нам, что эти слова связаны между собой, однако если мы выделим у них корень -да-, то получим у дарить суффикс -р-, которого нет в современном русском языке. При этом исторически он был: например, с его помощью образованы слова пир и жир, которые восходят к глаголам пити и жити.
На практике понимание исторической связи слов помогает не ошибаться в правописании: можно проверить слово замечательный словом заметка, а совок — словом засовывать.
Борис Иомдин пишет о двух способах определения близости слов — синхронном и историческом (или диахроническом). При первом способе родственными признаю́тся только те слова, для которых можно построить словообразовательную цепочку в современном русском языке. Второй способ основан на интуиции и позволяет увидеть глубинные связи между словами. При этом интуиция не всегда совпадает с тем, что написано в словарях: примерно 80% опрошенных считают однокоренными слова столица и престол, поезд и ездить, хотя словари не выделяют ни суффикс в слове столица, ни приставку в слове поезд.
Лингвист считает, что в школьной практике правильными следует считать ответы, основанные на любом из этих подходов. Оба они развивают у учащихся полезные навыки: умение видеть структуру слова и интуитивное понимание смысловых связей.
Еще на
эту тему
Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно
Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба
Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»
Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты
Какой толк от толковых словарей?
Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина