Подсказки для поиска

Будущие учителя литературы не справились с пониманием художественного текста

В исследовании участвовала группа из 34 студентов бакалавриата МГППУ — будущие учителя начальных классов. В течение двух лет с ними работали специалисты по педагогической психологии, изучая их восприятие художественных произведений.

Результаты показали, что бакалавры недостаточно готовы к самостоятельной работе с художественными текстами. Так, четверть студентов не поняла основную идею рассказа, который им предложили для анализа. Около половины не смогли верно определить чувства и мысли персонажей. 70% не смогли определить «авторские вехи», которые указывают на отношение автора к героям. 45% не нашли связи между образами лирического стихотворения.

Исследование также выявило установки, которые мешают студентам это сделать. В частности, это установка на поиск единственно правильной трактовки произведения (из-за которой студент не рефлексирует, а пытается угадать или заучить уже готовую интерпретацию) и наивно-реалистическая установка (читатель не проводит грань между реальным миром и условным миром художественного произведения).

По мнению одного из авторов исследования, доцента кафедры педагогической психологии Анны Адаскиной, студентам необходима более углубленная и комплексная подготовка к анализу художественной литературы по системе развивающего обучения. «На первых порах они нуждаются в беседах о природе искусства с опорой на искусствоведческие и психологические работы, — говорит специалист. — Это поможет им преодолеть ограниченность своих установок, сформулировать и „узаконить“ альтернативные установки».

Также эксперт советует обратить внимание на изучение разных уровней понимания художественного текста, с обязательным анализом вопросов к разным текстам, а также самостоятельной формулировкой вопросов разного уровня: «Важно поставить студентов в позицию исследователя, самостоятельно открывающего законы художественной выразительности, особенности жанров, родов литературы. Это поможет им в дальнейшем организовывать исследовательскую работу учеников».

Более подробно эти и другие рекомендации изложены в научной статье об исследовании. Возможно, еще один способ улучшить понимание школьных текстов как учителями, так и детьми — знакомство с особенностями значения и употребления незнакомых слов и в целом работа над расширением словарного запаса с помощью словарей русского языка. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»

Как работает редактор худлита? Правка карандашом и вживание в автора

Профессиональные трудности, радости и неожиданности в «Школе редакторского мастерства»

Спрос на репетиторов по литературе в 2023 году вырос более чем на 70%

Литература и русский язык — в тройке самых популярных предметов

все публикации

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!