Простые новостные заголовки больше нравятся читателям — но не журналистам
«Чем проще, тем лучше» — это правило действует во многих областях, в том числе в работе с текстами. Например, тяжелый слог юридических документов раздражает и профессиональных юристов, и их клиентов. Но, как выясняется, есть исключения. Когда речь идет о заголовках новостных статей, профессионалы и читатели не так единодушны в своих предпочтениях.
Исследователи из США провели несколько экспериментов, чтобы выяснить это. Для начала они взяли предоставленную им базу тестовых заголовков газеты The Washington Post и сопоставили CTR (click-through rate, показатель кликабельности заголовка) со степенью сложности языка этих заголовков (его вычисляли на основании общепринятых маркеров лингвистической простоты, таких как частотность слов, удобочитаемость, связность письма и количество символов).
Выяснилось, что самые простые заголовки больше всего привлекали внимание читателей (независимо от темы). Например, из двух вариантов заголовка о британской королевской семье популярнее оказался первый:
- Меган и Гарри будут на шоу Опры Уинфри. Вот почему они вряд ли расскажут много
- Жаждете покопаться в грязном белье из королевской опочивальни Меган и Гарри? Вы будете разочарованы
Если обобщить выводы работы, внимание читателей скорее привлекли конструкции с более простым синтаксисом, без вычурных фраз, недосказанности и сложных метафор. Другими словами — те, для которых не требуется дополнительная умственная работа (то есть не нужно перечитывать текст еще раз, чтобы вникнуть в его смысл, а также гадать, что хотел сказать автор).
К удивлению исследователей, журналисты оценивали заголовки совсем иначе: простота языка для них не играла роли. «Возможно, журналисты более заинтересованы в тщательном чтении и обработке новостей по сравнению с обычными читателями, — размышляют авторы статьи. — Это может указывать на разрыв между тем, что, по мнению журналистов, аудитория хочет читать, и тем, что аудитория на самом деле читает». Более глубокое изучение этого разрыва в оценках даст журналистам и новостным изданиям возможность лучше делать свою работу.
Еще на
эту тему
Как современные технологии помогают оценить сложность текста
Инструменты компьютерной лингвистики лучше всего работают с учебными материалами
Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным
Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа
Что такое простой язык и как его освоить
Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»