Подсказки для поиска

Простые новостные заголовки больше нравятся читателям — но не журналистам

«Чем проще, тем лучше» — это правило действует во многих областях, в том числе в работе с текстами. Например, тяжелый слог юридических документов раздражает и профессиональных юристов, и их клиентов. Но, как выясняется, есть исключения. Когда речь идет о заголовках новостных статей, профессионалы и читатели не так единодушны в своих предпочтениях.

Исследователи из США провели несколько экспериментов, чтобы выяснить это. Для начала они взяли предоставленную им базу тестовых заголовков газеты The Washington Post и сопоставили CTR (click-through rate, показатель кликабельности заголовка) со степенью сложности языка этих заголовков (его вычисляли на основании общепринятых маркеров лингвистической простоты, таких как частотность слов, удобочитаемость, связность письма и количество символов).

Выяснилось, что самые простые заголовки больше всего привлекали внимание читателей (независимо от темы). Например, из двух вариантов заголовка о британской королевской семье популярнее оказался первый: 

  • Меган и Гарри будут на шоу Опры Уинфри. Вот почему они вряд ли расскажут много
  • Жаждете покопаться в грязном белье из королевской опочивальни Меган и Гарри? Вы будете разочарованы

Если обобщить выводы работы, внимание читателей скорее привлекли конструкции с более простым синтаксисом, без вычурных фраз, недосказанности и сложных метафор. Другими словами — те, для которых не требуется дополнительная умственная работа (то есть не нужно перечитывать текст еще раз, чтобы вникнуть в его смысл, а также гадать, что хотел сказать автор).

К удивлению исследователей, журналисты оценивали заголовки совсем иначе: простота языка для них не играла роли.  «Возможно, журналисты более заинтересованы в тщательном чтении и обработке новостей по сравнению с обычными читателями, — размышляют авторы статьи. — Это может указывать на разрыв между тем, что, по мнению журналистов, аудитория хочет читать, и тем, что аудитория на самом деле читает». Более глубокое изучение этого разрыва в оценках даст журналистам и новостным изданиям возможность лучше делать свою работу. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Инструменты компьютерной лингвистики лучше всего работают с учебными материалами

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа

Что такое простой язык и как его освоить

Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»

все публикации

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

«Дорогие дети! Я в вас верю, всё будет в порядке!»

Психолог Елена Морозова о том, как пережить ЕГЭ

Что такое бывшие диминутивы и как они возникают

Зяблик, ласточка, букашка потеряли связь со своими «родителями» и стали самостоятельными словами

Николай Карамзин, сентименталист-революционер

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Что в эмодзи тебе моем: как смайлы помогают и мешают нам общаться

Улыбка в рабочей переписке может оскорбить, а пицца в описании профиля — напугать

Термины родства и свойства́ в русском языке

В День семьи разбираемся, чьим мужем может быть зять и от кого нужно скрываться невестке

Евгений Головко о связи лингвистики с науками о человеке и обществе

Для антропологической лингвистики язык — прежде всего культурный маркер

Тест на общие корни: найдите дальних родственников!

Чтобы увидеть этимологические связи между русскими словами, приходится вспоминать латынь и греческий

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

ИИ отбирает у человека языковое пространство?

О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!