Подсказки для поиска

Приложение на основе ИИ поможет школьникам в изучении русского языка

Приложение «Эльман», основанное на искусственном интеллекте, будет интегрировано в цифровые продукты издательства «Просвещение» для изучения русского языка. Ученики пятых классов смогут задавать чат-боту вопросы о выполнении заданий и получать подсказки, но не прямые ответы. В этом заключается принцип работы приложения: с помощью наводящих вопросов и примеров оно помогает ученикам самим находить решения. Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник хвалит его, если нет — поддерживает и мотивирует попробовать еще раз.

Большая языковая модель, лежащая в основе «Эльмана», обучена на материалах «Просвещения» и адаптирована для индивидуального разбора заданий. «Эльман» будет работать в паре с цифровым помощником «Тёмка», который уже используется в рабочих тетрадях по математике, русскому и английскому языкам. Издательство планирует включать в проект и другие предметы школьной программы.

Специалисты, опрошенные журналом «Эксперт», отмечают как возможности, так и риски такого сервиса. С одной стороны, самостоятельная работа с информацией в игровой форме способствует лучшему усвоению материала, отмечает заместитель начальника Управления цифровой трансформации РЭУ им. Плеханова Павел Терелянский. В самом издательстве подчеркивают, что работа в таком формате будет полезна и учителю благодаря уменьшению объема рутинных задач.

В то же время есть опасения, что использование подобного ИИ-помощника может вызвать нежелательные эффекты. Павел Терелянский считает, что в результате ребенок привыкнет взаимодействовать не с коллективом, а с роботом. Таким образом, произойдет нежелательная «инкапсуляция образования». Терелянский также предполагает, что чат-бот может не разгрузить учителя, а добавить ему работы — ведь ему придется следить за тем, как ученики взаимодействуют с ботом, при необходимости вмешиваться, комментировать, давать советы.

Сейчас такую технологию еще рано предлагать школам, уверен старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Борис Илюхин. По его мнению, необходимо аккумулировать опыт множества методистов, научить модель адаптироваться к особенностям личности и познавательным способностям конкретного ребенка.

Представители «Просвещения» подчеркивают, что внедрение ИИ в их продукты — процесс долгий и поэтапный. Его ход будет зависеть от результатов пилотного проекта и дальнейшего развития технологий.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Опрос: чаще всего генеративный искусственный интеллект нужен детям для выполнения домашних заданий

Большинство родителей не знает, использует ли их ребенок инструменты на основе ИИ

Как искусственный интеллект изменит возможности Грамоты

Умный поиск, обновленная Справка и текстовый робот-ассистент

МГПУ разрешил использовать искусственный интеллект при написании дипломов

Студенты смогут прибегать к помощи чат-ботов и других инструментов для получения данных и текстов

все публикации

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

«Дорогие дети! Я в вас верю, всё будет в порядке!»

Психолог Елена Морозова о том, как пережить ЕГЭ

Что такое бывшие диминутивы и как они возникают

Зяблик, ласточка, букашка потеряли связь со своими «родителями» и стали самостоятельными словами

Николай Карамзин, сентименталист-революционер

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Что в эмодзи тебе моем: как смайлы помогают и мешают нам общаться

Улыбка в рабочей переписке может оскорбить, а пицца в описании профиля — напугать

Термины родства и свойства́ в русском языке

В День семьи разбираемся, чьим мужем может быть зять и от кого нужно скрываться невестке

Евгений Головко о связи лингвистики с науками о человеке и обществе

Для антропологической лингвистики язык — прежде всего культурный маркер

Тест на общие корни: найдите дальних родственников!

Чтобы увидеть этимологические связи между русскими словами, приходится вспоминать латынь и греческий

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

ИИ отбирает у человека языковое пространство?

О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!