Приложение на основе ИИ поможет школьникам в изучении русского языка
Приложение «Эльман», основанное на искусственном интеллекте, будет интегрировано в цифровые продукты издательства «Просвещение» для изучения русского языка. Ученики пятых классов смогут задавать чат-боту вопросы о выполнении заданий и получать подсказки, но не прямые ответы. В этом заключается принцип работы приложения: с помощью наводящих вопросов и примеров оно помогает ученикам самим находить решения. Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник хвалит его, если нет — поддерживает и мотивирует попробовать еще раз.
Большая языковая модель, лежащая в основе «Эльмана», обучена на материалах «Просвещения» и адаптирована для индивидуального разбора заданий. «Эльман» будет работать в паре с цифровым помощником «Тёмка», который уже используется в рабочих тетрадях по математике, русскому и английскому языкам. Издательство планирует включать в проект и другие предметы школьной программы.
Специалисты, опрошенные журналом «Эксперт», отмечают как возможности, так и риски такого сервиса. С одной стороны, самостоятельная работа с информацией в игровой форме способствует лучшему усвоению материала, отмечает заместитель начальника Управления цифровой трансформации РЭУ им. Плеханова Павел Терелянский. В самом издательстве подчеркивают, что работа в таком формате будет полезна и учителю благодаря уменьшению объема рутинных задач.
В то же время есть опасения, что использование подобного ИИ-помощника может вызвать нежелательные эффекты. Павел Терелянский считает, что в результате ребенок привыкнет взаимодействовать не с коллективом, а с роботом. Таким образом, произойдет нежелательная «инкапсуляция образования». Терелянский также предполагает, что чат-бот может не разгрузить учителя, а добавить ему работы — ведь ему придется следить за тем, как ученики взаимодействуют с ботом, при необходимости вмешиваться, комментировать, давать советы.
Сейчас такую технологию еще рано предлагать школам, уверен старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Борис Илюхин. По его мнению, необходимо аккумулировать опыт множества методистов, научить модель адаптироваться к особенностям личности и познавательным способностям конкретного ребенка.
Представители «Просвещения» подчеркивают, что внедрение ИИ в их продукты — процесс долгий и поэтапный. Его ход будет зависеть от результатов пилотного проекта и дальнейшего развития технологий.
Еще на
эту тему
Опрос: чаще всего генеративный искусственный интеллект нужен детям для выполнения домашних заданий
Большинство родителей не знает, использует ли их ребенок инструменты на основе ИИ
Как искусственный интеллект изменит возможности Грамоты
Умный поиск, обновленная Справка и текстовый робот-ассистент
МГПУ разрешил использовать искусственный интеллект при написании дипломов
Студенты смогут прибегать к помощи чат-ботов и других инструментов для получения данных и текстов