Письмо от руки оказалось полезнее для запоминания букв и слов, чем набор текста
Сегодня мы больше печатаем на клавиатуре и экране, чем пишем от руки. Но стоит ли, тем не менее, сохранить обучение письму от руки в школе? Новое исследование специалистов из Университета Страны Басков (Испания) показало, что ручное письмо помогает детям в развитии грамотности.
В эксперименте исследователей приняли участие 50 детей в возрасте 5–6 лет. Все они были носителями испанского языка и еще не научились читать. Каждого ребенка случайным образом определелили в одну из четырех групп. Две группы должны были изучать буквы и слова, записывая их от руки (одна копировала буквы от руки, а другая обводила их); еще две группы изучали тот же материал с помощью набора текста — либо с использованием единого шрифта, либо с использованием различных шрифтов для имитации разных стилей письма. Последнее условие было введено для того, чтобы выяснить, насколько визуальная изменчивость букв влияет на запоминание.
Эксперимент проводился в три этапа. На первом оценивались общие навыки детей, включая их знание букв латинского алфавита, память и мелкую моторику. На втором и третьем этапах дети обучались на незнакомых буквах, взятых из грузинского и армянского алфавитов, а также на выдуманных двухсложных словах, образованных из этих букв. Во время обучения детям показывали каждую букву или слово, давали послушать их произношение, а затем просили самим воспроизвести их с помощью назначенного им способа. После обучения проводились тесты, в ходе которых оценивалось, насколько хорошо участники могли распознавать, воспроизводить и записывать изученный материал.
Результаты показали явное преимущество ручного письма. Дети, которые тренировались, копируя или обводя буквы от руки, справлялись лучше, чем дети, которые набирали текст.
При этом все дети могли визуально распознавать буквы на высоком уровне, что говорит о том, что идентификация букв сама по себе не является хорошим показателем знания алфавита.
Интересно, что преимущество письма от руки проявлялось не только в умении передавать отдельные буквы. В заданиях на изучение слов дети из «рукописных групп» лучше читали вслух изученные псевдослова, писали их под диктовку и идентифицировали их среди визуально похожих альтернатив. Напротив, дети из «компьютерных» групп испытывали трудности с этими заданиями, особенно когда дело доходило до написания изученных слов.
Кроме того, дети, которые переписывали буквы, превзошли тех, кто обводил их, особенно в задачах, требующих усилий памяти, таких как письмо под диктовку. Это, по мнению авторов работы, говорит о том, что полноценное выписывание букв создает более крепкие связи в мозгу ребенка.
Знакомый почерк: что мы теряем вместе с ручным письмом?Могут пострадать память, когнитивные способности и эмоциональная связь с прошлымА вот гипотеза визуальной изменчивости получила лишь ограниченное подтверждение: дети из 4-й группы (с возможностью выбирать разные шрифты) лишь немного превзошли детей из 3-й группы. В любом случае результаты обеих групп «наборщиков» были ниже, чем у писавших от руки.
Эти результаты подтверждают графомоторную гипотезу, которая предполагает, что физический акт формирования букв вручную усиливает ментальное представление этих букв (и в итоге помогает их запоминать). Письмо включает в себя скоординированные движения, внимание к форме и сенсомоторную обратную связь — все это, по-видимому, способствует обучению. Печатание, напротив, требует только нажатия клавиши, которое, вероятно, не задействует подобные когнитивные и нейронные процессы.
Еще на
эту тему
Исследование: мозг детей реагирует на живое чтение книг уникальным образом
История, рассказанная с экрана компьютера, не дает такого эффекта
Исследование: субтитры не помогают детям учиться читать
Чтобы следить за текстом на экране, навык беглого чтения должен быть уже развит
Исследование: дети пишут одинаково хорошие тексты от руки и на планшете
Но если оценивать правописание, у рукописных текстов, судя по всему, есть преимущества