Подсказки для поиска

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы.

На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) должна включать два элемента: план и действия, которые позволяют его реализовать. Далее они решили проверить, влияет ли включение глаголов и выражений, относящихся к конкретным задачам и действиям, на эффективность мотивирующего текста.

В трех экспериментах приняли участие более 1800 человек. В первом эксперименте участников поделили на две группы: одну просили написать текст листовки, которая бы мобилизовала других на участие в экологических акциях, волонтерстве или голосовании на выборах, а другую — текст листовки, содержащей мысли о важности одного из вышеперечисленных видов деятельности.

В двух следующих экспериментах другим участникам предложили оценить эти тексты. Более мотивирующими был признаны тексты, призывающие действовать, а не тексты-размышления. При этом наибольший мотивирующий эффект был связан с наличием глаголов и конкретных слов. Слоганы, содержавшие четкие призывы, работали лучше, чем те, которые просто перечисляли аргументы, почему это стоит сделать.

Это согласуется с данными прошлых исследований: девочки с большей вероятностью интересовались научной деятельностью, если их поощряли с помощью сильных побудительных глаголов (например, Давайте займемся наукой!), чем с помощью слабых глаголов и существительных (например, Давайте станем учеными!).

Исследователи объясняют это тем, что «глаголы активируют системы мозга, которые отвечают за привлечение внимания». Когда сообщение перенасыщено глаголами, адресат чувствует, что от него ждут реакции.

Кроме того, использование в сообщении слов, относящихся к конкретным задачам, которые легко представить и спланировать, делает их более реальными и понятными в глазах людей. Например, я поменяю цепь на своем велосипеде — это конкретная и представимая задача, а я подготовлюсь к поездке — более абстрактная. Важно, чтобы сообщение могло создать в мозге знакомый и понятный образ.

«Чтобы побудить кого-то заняться альпинизмом, нужно пробудить в нем намерение действовать. Однако слова Давайте поднимемся на эту вершину останутся лишь намерением, если вы не превратите их в конкретный план — как это сделать и когда», — объясняет ведущий автор работы Магдалена Форманович.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего

Исследование: в жару политики говорят более простым языком

Об этом свидетельствует анализ более 7 млн парламентских выступлений

Жестикуляция выявила разные риторические стили у носителей разных языков и культур

Итальянцы и шведы отличаются друг от друга не только активностью жестикуляции, но и функцией жестов

все публикации

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

Как животные обрели свои имена: семь детективных историй о зоонимах

Водяная лошадь из Библии, загадочная страна Лемурия и слон, ставший верблюдом

Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари

Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

Ольга Величенкова о разных ошибках в письме, прогнозировании школьной неуспешности и умении сосредоточиться на главном

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!