Подсказки для поиска

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы.

На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) должна включать два элемента: план и действия, которые позволяют его реализовать. Далее они решили проверить, влияет ли включение глаголов и выражений, относящихся к конкретным задачам и действиям, на эффективность мотивирующего текста.

В трех экспериментах приняли участие более 1800 человек. В первом эксперименте участников поделили на две группы: одну просили написать текст листовки, которая бы мобилизовала других на участие в экологических акциях, волонтерстве или голосовании на выборах, а другую — текст листовки, содержащей мысли о важности одного из вышеперечисленных видов деятельности.

В двух следующих экспериментах другим участникам предложили оценить эти тексты. Более мотивирующими был признаны тексты, призывающие действовать, а не тексты-размышления. При этом наибольший мотивирующий эффект был связан с наличием глаголов и конкретных слов. Слоганы, содержавшие четкие призывы, работали лучше, чем те, которые просто перечисляли аргументы, почему это стоит сделать.

Это согласуется с данными прошлых исследований: девочки с большей вероятностью интересовались научной деятельностью, если их поощряли с помощью сильных побудительных глаголов (например, Давайте займемся наукой!), чем с помощью слабых глаголов и существительных (например, Давайте станем учеными!).

Исследователи объясняют это тем, что «глаголы активируют системы мозга, которые отвечают за привлечение внимания». Когда сообщение перенасыщено глаголами, адресат чувствует, что от него ждут реакции.

Кроме того, использование в сообщении слов, относящихся к конкретным задачам, которые легко представить и спланировать, делает их более реальными и понятными в глазах людей. Например, я поменяю цепь на своем велосипеде — это конкретная и представимая задача, а я подготовлюсь к поездке — более абстрактная. Важно, чтобы сообщение могло создать в мозге знакомый и понятный образ.

«Чтобы побудить кого-то заняться альпинизмом, нужно пробудить в нем намерение действовать. Однако слова Давайте поднимемся на эту вершину останутся лишь намерением, если вы не превратите их в конкретный план — как это сделать и когда», — объясняет ведущий автор работы Магдалена Форманович.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего

Исследование: в жару политики говорят более простым языком

Об этом свидетельствует анализ более 7 млн парламентских выступлений

Жестикуляция выявила разные риторические стили у носителей разных языков и культур

Итальянцы и шведы отличаются друг от друга не только активностью жестикуляции, но и функцией жестов

все публикации

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!