Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы.

На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) должна включать два элемента: план и действия, которые позволяют его реализовать. Далее они решили проверить, влияет ли включение глаголов и выражений, относящихся к конкретным задачам и действиям, на эффективность мотивирующего текста.

В трех экспериментах приняли участие более 1800 человек. В первом эксперименте участников поделили на две группы: одну просили написать текст листовки, которая бы мобилизовала других на участие в экологических акциях, волонтерстве или голосовании на выборах, а другую — текст листовки, содержащей мысли о важности одного из вышеперечисленных видов деятельности.

В двух следующих экспериментах другим участникам предложили оценить эти тексты. Более мотивирующими был признаны тексты, призывающие действовать, а не тексты-размышления. При этом наибольший мотивирующий эффект был связан с наличием глаголов и конкретных слов. Слоганы, содержавшие четкие призывы, работали лучше, чем те, которые просто перечисляли аргументы, почему это стоит сделать.

Это согласуется с данными прошлых исследований: девочки с большей вероятностью интересовались научной деятельностью, если их поощряли с помощью сильных побудительных глаголов (например, Давайте займемся наукой!), чем с помощью слабых глаголов и существительных (например, Давайте станем учеными!).

Исследователи объясняют это тем, что «глаголы активируют системы мозга, которые отвечают за привлечение внимания». Когда сообщение перенасыщено глаголами, адресат чувствует, что от него ждут реакции.

Кроме того, использование в сообщении слов, относящихся к конкретным задачам, которые легко представить и спланировать, делает их более реальными и понятными в глазах людей. Например, я поменяю цепь на своем велосипеде — это конкретная и представимая задача, а я подготовлюсь к поездке — более абстрактная. Важно, чтобы сообщение могло создать в мозге знакомый и понятный образ.

«Чтобы побудить кого-то заняться альпинизмом, нужно пробудить в нем намерение действовать. Однако слова Давайте поднимемся на эту вершину останутся лишь намерением, если вы не превратите их в конкретный план — как это сделать и когда», — объясняет ведущий автор работы Магдалена Форманович.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего

Исследование: в жару политики говорят более простым языком

Об этом свидетельствует анализ более 7 млн парламентских выступлений

Жестикуляция выявила разные риторические стили у носителей разных языков и культур

Итальянцы и шведы отличаются друг от друга не только активностью жестикуляции, но и функцией жестов

все публикации

Скрытые заимствования: иногда новые слова и смыслы появляются по аналогии

Мария Елиферова приводит случаи калькирования, о которых мы даже не догадываемся


Новый учебник «Русский язык и культура речи» подготовлен в МГУ

Он рассчитан на студентов и преподавателей негуманитарных вузов



Орфографические словари: как не ошибиться в написании слова

Они особенно необходимы языкам с древней письменностью


Профессиональные жаргоны: зачем говорить не как все?

Социолекты юристов, медиков и разработчиков отличаются лексически, но у них есть и общие черты


Деревенский говор интереснее стандартного литературного языка

Лингвист Николай Вахтин дал большое интервью о русских диалектах 


Что вы думаете о речи молодежи?

Старшее поколение недовольно, а специалисты видят основания для оптимизма



Безударные гласные в некоторых словах могут редуцироваться до нуля

Вышел четвертый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год


Как в русском языке возникали названия для новых профессий

Ирина Фуфаева — о трех случаях, когда родное слово оттеснило иностранного конкурента


Для чего нужен язык в первую очередь

Нейробиологи пришли к выводу, что мышление может существовать и без языка


На полях манускрипта Войнича обнаружили полный латинский алфавит

Мультиспектральный анализ загадочной рукописи помог сделать открытие



В открытом доступе выложен «Словарь языковой экономии»

Филолог Василий Химик собрал блестящую коллекцию универбов от авиационки до ядовитки


Чем отличаются правила речевого этикета в русских и английских письменных текстах

Мария Елифёрова о том, почему «представители семейства кошачьих» требуют от переводчика аккуратности


Фекла Толстая: «Мы можем создать не 3D, а 10D-картинку Толстого»

Как цифровая форма приближает к нам тексты, события и обстоятельства




Художественный стиль речи использует всю палитру языковых средств

Творец может свободно обращаться со словами, если этого требует его замысел


Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!