Подсказки для поиска

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы.

На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) должна включать два элемента: план и действия, которые позволяют его реализовать. Далее они решили проверить, влияет ли включение глаголов и выражений, относящихся к конкретным задачам и действиям, на эффективность мотивирующего текста.

В трех экспериментах приняли участие более 1800 человек. В первом эксперименте участников поделили на две группы: одну просили написать текст листовки, которая бы мобилизовала других на участие в экологических акциях, волонтерстве или голосовании на выборах, а другую — текст листовки, содержащей мысли о важности одного из вышеперечисленных видов деятельности.

В двух следующих экспериментах другим участникам предложили оценить эти тексты. Более мотивирующими был признаны тексты, призывающие действовать, а не тексты-размышления. При этом наибольший мотивирующий эффект был связан с наличием глаголов и конкретных слов. Слоганы, содержавшие четкие призывы, работали лучше, чем те, которые просто перечисляли аргументы, почему это стоит сделать.

Это согласуется с данными прошлых исследований: девочки с большей вероятностью интересовались научной деятельностью, если их поощряли с помощью сильных побудительных глаголов (например, Давайте займемся наукой!), чем с помощью слабых глаголов и существительных (например, Давайте станем учеными!).

Исследователи объясняют это тем, что «глаголы активируют системы мозга, которые отвечают за привлечение внимания». Когда сообщение перенасыщено глаголами, адресат чувствует, что от него ждут реакции.

Кроме того, использование в сообщении слов, относящихся к конкретным задачам, которые легко представить и спланировать, делает их более реальными и понятными в глазах людей. Например, я поменяю цепь на своем велосипеде — это конкретная и представимая задача, а я подготовлюсь к поездке — более абстрактная. Важно, чтобы сообщение могло создать в мозге знакомый и понятный образ.

«Чтобы побудить кого-то заняться альпинизмом, нужно пробудить в нем намерение действовать. Однако слова Давайте поднимемся на эту вершину останутся лишь намерением, если вы не превратите их в конкретный план — как это сделать и когда», — объясняет ведущий автор работы Магдалена Форманович.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего

Исследование: в жару политики говорят более простым языком

Об этом свидетельствует анализ более 7 млн парламентских выступлений

Жестикуляция выявила разные риторические стили у носителей разных языков и культур

Итальянцы и шведы отличаются друг от друга не только активностью жестикуляции, но и функцией жестов

все публикации

Как словарные пометы помогают лучше узнать «характер» слова

Разговорное или просторечное? Книжное или высокое?

Чем сгенерированные тексты (пока еще) выдают себя

От шаблонной лексики до «любимых» синтаксических конструкций

«Они его отволохали»: русские приставки иногда важнее для семантики, чем корень слова

Максим Кронгауз — о приставках, обращениях, искусственном интеллекте и новоязе Оруэлла

Ольга Антонова: «Непринужденное общение перестало считаться фамильярным»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Игорь Исаев: «Диалекты продолжают жить вопреки мрачным прогнозам»

Если хочешь записать диалектную речь, главное — не наткнуться на дачника

Владимир Плунгян: «В русском языке произойдет радикальное обновление словаря»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Мне откликается шашлычинг: русские неологизмы в прошлом и настоящем

Вышел в свет шестой номер журнала «Русская речь» за 2025 год

Тире: функции и правила постановки в русском языке

Как определять уместность постановки тире, сочетать его с запятыми и не путать с двоеточием

Ирина Левонтина: «Каждый живет в своем пузыре и не знает, что происходит в других изводах языка»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Почувствуйте себя консультантом справочной службы Грамоты

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые задавали пользователи в 2025 году

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!