Подсказки для поиска

Фонд «Эмпатия»: треть учителей русского языка применяет искусственный интеллект в работе

31% учителей применяет продукты на основе искусственного интеллекта (ИИ) для упрощения подготовки к урокам и проверки заданий. Это показал опрос, проведенный благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова в рамках Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка». Участниками стали более тысячи педагогов из 89 регионов России.

Наиболее распространенные способы использования технологии включают:

  • поиск информации (59%);
  • генерацию идей для творческих заданий (37%);
  • помощь в обработке текстов — написание, сокращение, выявление главного смысла (25%);
  • создание персонализированных контрольных работ (19%);
  • разработку образовательного контента (18%);
  • автоматизацию проверки домашних заданий и тестов (17%).

Еще 8% опрошенных дали свои варианты ответа: «рисую фразеологизмы», «визуализирую героев произведений» и др.

Тем не менее большинство учителей относятся к такого рода технологиям без энтузиазма. 39% опрошенных используют их «крайне редко», 21% вообще никогда не пробовал, а 8% высказались категорически против применения ИИ в школе: по их мнению, ученики копируют сгенерированные тексты, не думая над заданием.

И всё же 43,5% преподавателей не запрещают своим ученикам обращаться к ИИ (хоть и не поощряют это), а 10% даже сами объясняют, как использовать нейросети для учебы. Только 8% считают неприемлемым использование генеративных нейросетей в учебном процессе. Остальные же вообще не разговаривали об этом с учениками.

«Использование технологий позволяет учителям освободить время для главной задачи — воспитания личности, — отметил основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков. — Важно, чтобы ИИ дополнял труд педагога, не подменяя его индивидуального подхода».

«Хранители русского языка» — всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка. Принять участие в ней могут учителя, преподаватели русского языка образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации и учителя русского языка заграншкол МИД России. Конкурс создан с целью повышения престижа обучения в педагогических вузах, выявления и поддержки талантливых студентов, формирования предметных и методических компетенций будущих педагогов. Его учредителями выступают Государственный университет просвещения и благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова. 

В 2024 году в олимпиаде приняли участие 6679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов Российской Федерации, а также заграншкол МИД России. Победители получают специальную стипендию от фонда «Эмпатия» на протяжении следующего года.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур

Опрос: чаще всего генеративный искусственный интеллект нужен детям для выполнения домашних заданий

Большинство родителей не знает, использует ли их ребенок инструменты на основе ИИ

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»

все публикации

Тире: функции и правила постановки в русском языке

Как определять уместность постановки тире, сочетать его с запятыми и не путать с двоеточием

Ирина Левонтина: «Каждый живет в своем пузыре и не знает, что происходит в других изводах языка»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Почувствуйте себя консультантом справочной службы Грамоты

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые задавали пользователи в 2025 году

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

Как животные обрели свои имена: семь детективных историй о зоонимах

Водяная лошадь из Библии, загадочная страна Лемурия и слон, ставший верблюдом

Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари

Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!