Фонд «Эмпатия»: треть учителей русского языка применяет искусственный интеллект в работе
31% учителей применяет продукты на основе искусственного интеллекта (ИИ) для упрощения подготовки к урокам и проверки заданий. Это показал опрос, проведенный благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова в рамках Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка». Участниками стали более тысячи педагогов из 89 регионов России.
Наиболее распространенные способы использования технологии включают:
- поиск информации (59%);
- генерацию идей для творческих заданий (37%);
- помощь в обработке текстов — написание, сокращение, выявление главного смысла (25%);
- создание персонализированных контрольных работ (19%);
- разработку образовательного контента (18%);
- автоматизацию проверки домашних заданий и тестов (17%).
Еще 8% опрошенных дали свои варианты ответа: «рисую фразеологизмы», «визуализирую героев произведений» и др.
Тем не менее большинство учителей относятся к такого рода технологиям без энтузиазма. 39% опрошенных используют их «крайне редко», 21% вообще никогда не пробовал, а 8% высказались категорически против применения ИИ в школе: по их мнению, ученики копируют сгенерированные тексты, не думая над заданием.
И всё же 43,5% преподавателей не запрещают своим ученикам обращаться к ИИ (хоть и не поощряют это), а 10% даже сами объясняют, как использовать нейросети для учебы. Только 8% считают неприемлемым использование генеративных нейросетей в учебном процессе. Остальные же вообще не разговаривали об этом с учениками.
«Использование технологий позволяет учителям освободить время для главной задачи — воспитания личности, — отметил основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков. — Важно, чтобы ИИ дополнял труд педагога, не подменяя его индивидуального подхода».
«Хранители русского языка» — всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка. Принять участие в ней могут учителя, преподаватели русского языка образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации и учителя русского языка заграншкол МИД России. Конкурс создан с целью повышения престижа обучения в педагогических вузах, выявления и поддержки талантливых студентов, формирования предметных и методических компетенций будущих педагогов. Его учредителями выступают Государственный университет просвещения и благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова.
В 2024 году в олимпиаде приняли участие 6679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов Российской Федерации, а также заграншкол МИД России. Победители получают специальную стипендию от фонда «Эмпатия» на протяжении следующего года.
Еще на
эту тему
Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»
Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур
Опрос: чаще всего генеративный искусственный интеллект нужен детям для выполнения домашних заданий
Большинство родителей не знает, использует ли их ребенок инструменты на основе ИИ
Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского
На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»