Подсказки для поиска
Назовите ваше слово года!
Кто станет кандидатом

Фонд «Эмпатия»: треть учителей русского языка применяет искусственный интеллект в работе

31% учителей применяет продукты на основе искусственного интеллекта (ИИ) для упрощения подготовки к урокам и проверки заданий. Это показал опрос, проведенный благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова в рамках Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка». Участниками стали более тысячи педагогов из 89 регионов России.

Наиболее распространенные способы использования технологии включают:

  • поиск информации (59%);
  • генерацию идей для творческих заданий (37%);
  • помощь в обработке текстов — написание, сокращение, выявление главного смысла (25%);
  • создание персонализированных контрольных работ (19%);
  • разработку образовательного контента (18%);
  • автоматизацию проверки домашних заданий и тестов (17%).

Еще 8% опрошенных дали свои варианты ответа: «рисую фразеологизмы», «визуализирую героев произведений» и др.

Тем не менее большинство учителей относятся к такого рода технологиям без энтузиазма. 39% опрошенных используют их «крайне редко», 21% вообще никогда не пробовал, а 8% высказались категорически против применения ИИ в школе: по их мнению, ученики копируют сгенерированные тексты, не думая над заданием.

И всё же 43,5% преподавателей не запрещают своим ученикам обращаться к ИИ (хоть и не поощряют это), а 10% даже сами объясняют, как использовать нейросети для учебы. Только 8% считают неприемлемым использование генеративных нейросетей в учебном процессе. Остальные же вообще не разговаривали об этом с учениками.

«Использование технологий позволяет учителям освободить время для главной задачи — воспитания личности, — отметил основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков. — Важно, чтобы ИИ дополнял труд педагога, не подменяя его индивидуального подхода».

«Хранители русского языка» — всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка. Принять участие в ней могут учителя, преподаватели русского языка образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации и учителя русского языка заграншкол МИД России. Конкурс создан с целью повышения престижа обучения в педагогических вузах, выявления и поддержки талантливых студентов, формирования предметных и методических компетенций будущих педагогов. Его учредителями выступают Государственный университет просвещения и благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова. 

В 2024 году в олимпиаде приняли участие 6679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов Российской Федерации, а также заграншкол МИД России. Победители получают специальную стипендию от фонда «Эмпатия» на протяжении следующего года.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур

Опрос: чаще всего генеративный искусственный интеллект нужен детям для выполнения домашних заданий

Большинство родителей не знает, использует ли их ребенок инструменты на основе ИИ

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»

все публикации

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше