Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

Школьники не могут освоить правописание из-за скудного словарного запаса, а сами учителя иногда перенимают сленг учеников. Таковы результаты опроса участников олимпиады «Хранители русского языка». Правописание считают самым сложным разделом для изучения в школе 40% опрошенных учителей русского языка. На втором месте пунктуация (24%), а на третьем — культура речи и стилистика (23%). 

Распространенные причины проблем с русским языком — бедный словарный запас и непонимание ценности получаемых знаний. Также сложности возникают из-за противоречия между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении. 

 

Обеднение лексикона считают ключевой проблемой для современного языка в целом 44% опрошенных педагогов. Использование заимствований без необходимости, как, например, в словах экспириенс, воркаут и митап, всерьез беспокоит 14% опрошенных. Нормализацию нецензурной лексики назвали самой острой проблемой 12% учителей, проникновение жаргона в разговорную речь и в медиа — 10%.

При этом учителя не считают влияние интернета на речевую культуру однозначно отрицательным. 82% опрошенных верят, что для популяризации чистоты и красоты русской речи грамотно заговорить должны лидеры мнений и блогеры, которых слушают дети.

 

Наконец, выяснилось, что учителя иногда перенимают у учеников сленговые выражения. В частности, они указали, что узнали от детей слова вайб, дедлайн, триггер, краш, кринж, респект и спойлер. В этот список также вошли досвидос, изи, инфа сотка, сорян, рофл.  Среди глаголов выделили загуглить, спамить, чилить, хайпить, а также переняли популярные эпитеты душный, токсичный, рандомный и лайтовый. Некоторые опрошенные сами не используют сленг, а только выясняют у детей значение незнакомых выражений. 

Комментируя результаты опроса, научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отметил: «Порадовало то, что учителя все-таки проявляют интерес к тому, что говорят дети, интересуются словами молодежного жаргона. Ведь русский язык — это не только литературный язык, молодежный сленг тоже совершенно нормальная часть русского языка, а не какой-то „неправильный“ русский язык, в отличие от „правильного“ языка Пушкина и Толстого».

Опрос был проведен в декабре среди участников дистанционного этапа Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка» 2023 года. Всего в опросе приняли участие 518 педагогов русского языка из разных регионов России.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Нейросеть — слово 2023 года по версии Грамоты

Выбор основан на анализе данных и опросе экспертного сообщества

В Туле объявили победителей олимпиады «Хранители русского языка»

В финале приняли участие 85 учителей русского языка со всей России

Молодежный жаргон — признак здорового развития языка

Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается хейтить подростков за «имбу» и «падик»

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ