Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

Школьники не могут освоить правописание из-за скудного словарного запаса, а сами учителя иногда перенимают сленг учеников. Таковы результаты опроса участников олимпиады «Хранители русского языка». Правописание считают самым сложным разделом для изучения в школе 40% опрошенных учителей русского языка. На втором месте пунктуация (24%), а на третьем — культура речи и стилистика (23%). 

Распространенные причины проблем с русским языком — бедный словарный запас и непонимание ценности получаемых знаний. Также сложности возникают из-за противоречия между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении. 

 

Обеднение лексикона считают ключевой проблемой для современного языка в целом 44% опрошенных педагогов. Использование заимствований без необходимости, как, например, в словах экспириенс, воркаут и митап, всерьез беспокоит 14% опрошенных. Нормализацию нецензурной лексики назвали самой острой проблемой 12% учителей, проникновение жаргона в разговорную речь и в медиа — 10%.

При этом учителя не считают влияние интернета на речевую культуру однозначно отрицательным. 82% опрошенных верят, что для популяризации чистоты и красоты русской речи грамотно заговорить должны лидеры мнений и блогеры, которых слушают дети.

 

Наконец, выяснилось, что учителя иногда перенимают у учеников сленговые выражения. В частности, они указали, что узнали от детей слова вайб, дедлайн, триггер, краш, кринж, респект и спойлер. В этот список также вошли досвидос, изи, инфа сотка, сорян, рофл.  Среди глаголов выделили загуглить, спамить, чилить, хайпить, а также переняли популярные эпитеты душный, токсичный, рандомный и лайтовый. Некоторые опрошенные сами не используют сленг, а только выясняют у детей значение незнакомых выражений. 

Комментируя результаты опроса, научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отметил: «Порадовало то, что учителя все-таки проявляют интерес к тому, что говорят дети, интересуются словами молодежного жаргона. Ведь русский язык — это не только литературный язык, молодежный сленг тоже совершенно нормальная часть русского языка, а не какой-то „неправильный“ русский язык, в отличие от „правильного“ языка Пушкина и Толстого».

Опрос был проведен в декабре среди участников дистанционного этапа Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка» 2023 года. Всего в опросе приняли участие 518 педагогов русского языка из разных регионов России.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Нейросеть — слово 2023 года по версии Грамоты

Выбор основан на анализе данных и опросе экспертного сообщества

В Туле объявили победителей олимпиады «Хранители русского языка»

В финале приняли участие 85 учителей русского языка со всей России

Молодежный жаргон — признак здорового развития языка

Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается хейтить подростков за «имбу» и «падик»

все публикации

Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык




Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники