Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык

Обычно дети за несколько лет легко переходят от лепета к построению сложных предложений, но это происходит не всегда равномерно. Специалисты уже исследовали связь между речевым развитием ребенка и его полом, а также социально-экономическим положением семьи. Например, в ряде прошлых работ было показано, что в обеспеченных семьях дети осваивают язык быстрее, чем в неблагополучных.

Однако один из недостатков этих работ заключался в том, что они не охватывали повседневное использование языка детьми и включали выборки только из западных стран. Авторы новой статьи в журнале PNAS попробовали восполнить эти пробелы.

Для исследования они привлекли 1001 ребенка в возрасте от двух месяцев до четырех лет, говорящих на девяти языках и живущих на шести континетнах. Дети носили на себе небольшое устройство, которое фиксировало все звуки, которые они издают, а также разговоры окружающих людей. В итоге удалось собрать почти 40 тыс. часов аудиозаписей. Авторы также учли данные о здоровье ребенка, положении семьи и т. д.

Проанализировав записи, авторы работы пришли к нескольким выводам. Прежде всего — эта гипотеза подтвердилась — дети с расстройствами слуха, с аутизмом и другими проблемами, которые влияют на усвоение языка, говорили меньше, чем дети без таких проблем. 

Но самое любопытное — разговорчивость детей оказалась связана с тем, насколько много говорили взрослые в их окружении. Причем взрослые не обязательно должны были обращаться к ребенку — это могли быть их разговоры между собой, или какие-то реплики, вообще не обращенные ни к кому. Количество речевых актов родителей, других родственников и прочих людей не только мотивировало детей говорить самим, но и увеличивало их словарный запас.

Еще один важный вывод: ученые не обнаружили зависимости речевых успехов детей от уровня образования у матери. Бедность родителей также не была помехой для освоения речи детьми. В этом результаты новой работы не подтверждают прошлые данные, в которых социально-экономический статус оказывался более значимым.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи

Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования

Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации

Большинство родителей могут распознать проблемы с чтением у своего ребенка

Поэтому к их мнению следует прислушиваться, считают исследователи

все публикации


Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка