Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык
Обычно дети за несколько лет легко переходят от лепета к построению сложных предложений, но это происходит не всегда равномерно. Специалисты уже исследовали связь между речевым развитием ребенка и его полом, а также социально-экономическим положением семьи. Например, в ряде прошлых работ было показано, что в обеспеченных семьях дети осваивают язык быстрее, чем в неблагополучных.
Однако один из недостатков этих работ заключался в том, что они не охватывали повседневное использование языка детьми и включали выборки только из западных стран. Авторы новой статьи в журнале PNAS попробовали восполнить эти пробелы.
Для исследования они привлекли 1001 ребенка в возрасте от двух месяцев до четырех лет, говорящих на девяти языках и живущих на шести континетнах. Дети носили на себе небольшое устройство, которое фиксировало все звуки, которые они издают, а также разговоры окружающих людей. В итоге удалось собрать почти 40 тыс. часов аудиозаписей. Авторы также учли данные о здоровье ребенка, положении семьи и т. д.
Проанализировав записи, авторы работы пришли к нескольким выводам. Прежде всего — эта гипотеза подтвердилась — дети с расстройствами слуха, с аутизмом и другими проблемами, которые влияют на усвоение языка, говорили меньше, чем дети без таких проблем.
Но самое любопытное — разговорчивость детей оказалась связана с тем, насколько много говорили взрослые в их окружении. Причем взрослые не обязательно должны были обращаться к ребенку — это могли быть их разговоры между собой, или какие-то реплики, вообще не обращенные ни к кому. Количество речевых актов родителей, других родственников и прочих людей не только мотивировало детей говорить самим, но и увеличивало их словарный запас.
Еще один важный вывод: ученые не обнаружили зависимости речевых успехов детей от уровня образования у матери. Бедность родителей также не была помехой для освоения речи детьми. В этом результаты новой работы не подтверждают прошлые данные, в которых социально-экономический статус оказывался более значимым.
Еще на
эту тему
Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком
Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи
Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования
Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации
Большинство родителей могут распознать проблемы с чтением у своего ребенка
Поэтому к их мнению следует прислушиваться, считают исследователи