Что читают россияне: итоги исследования ВЦИОМ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил читательские предпочтения россиян. Опрос был приурочен к Книжной социологической премии им. Грушина, в нем участвовали 1600 человек в возрасте от 18 лет.
Согласно исследованию, 87% опрошенных за последнюю неделю читали книги, статьи или другие материалы. В сравнении с прошлогодними опросами художественная литература (40%) впервые обогнала по популярности новости и сообщения в социальных сетях (37%). Научная, научно-популярная и профессиональная литература также становится все более востребованной (34%), тогда как интерес к блогам и популярным статьям снижается (22%, на 10% меньше в сравнении с 2020 годом).
Художественную и профессиональную литературу чаще других читали молодые опрошенные (рожденные в начале 1990-х годов и позже).
Более старшие поколения предпочитают другие виды досуга — просмотр телепередач и общение с близкими. Процент ничего не читающих в этой группе достигает максимальных значений — 38%.
Самым любимым жанром в этом году, как и пять лет назад, стали книги исторического содержания (27%), на втором месте научная и профессиональная литература, на третьем — художественная классика (22%). Почти столько же россиян предпочитает фэнтези, доля любителей этого жанра за пять лет не изменилась. Мужчины чаще выбирают книги по истории, фантастику и фэнтези, а женщины — классику, любовные романы, книги по домашнему хозяйству, детскую и психологическую литературу.
У самого молодого поколения (рожденных в 2000-х годах и позже) в топ-5 жанров вошли фантастика, классика, книги по психологии, романы о любви и детективы.
Миллениалы, которым сейчас от 30 до 40 лет, чаще читают научную и профессиональную литературу. Аналитики отмечают: чем моложе опрошенные, тем чаще они склонны использовать чтение для саморазвития и развлечения. Молодежь в целом чаще выбирает литературу для обучения и эмоционального вдохновения, а старшие поколения — для практических целей.
Общий вывод исследования: россияне все чаще выбирают качественные тексты, отказываясь от информационного шума (коротких текстов в блогах и соцсетях). Популярность книг по психологии за пять лет выросла в четыре раза, что подчеркивает общий интерес к саморазвитию. При этом классическая литература остается стабильно востребованной среди всех возрастных групп.
Еще на
эту тему
Простые новостные заголовки больше нравятся читателям — но не журналистам
Авторы и их аудитория по-разному относятся к языковой сложности
Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат
Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари
Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста
По некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучше