Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Татьяна Рик — первый лауреат премии портала

Наш портал учредил премию «За творческое отношение к русскому языку и любовь к детям» для авторов наиболее доступных и интересных учебных пособий по русскому языку. Первым лауреатом стала Татьяна Рик — автор серии «Веселые учебники по русскому языку». Вручение премии состоялось 20 марта 2001 года в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Учебники Татьяны популярны в большинстве регионов России, в государствах бывшего СССР, в Европе — Германии, Англии, Франции, где по ним учатся студенты-слависты, — и, как говорят, даже в ЮАР.

Грамота: Татьяна, скажите, в чем принципиальное отличие ваших учебников от всех остальных?

Татьяна Рик: Прежде всего, в том, что мои учебники одновременно являются грамматическими сказками с выстроенной сюжетной линией. Сухие лингвистические понятия персонифицируются, превращаются в симпатичных человечков и начинают играть с героями повествования (учительницей и тремя ее учениками, переходящими из книжки в книжку), рассказывая попутно веселые истории и стишки, после которых грамматические правила надолго задерживаются в памяти читателей. Кроме того, в моих учебниках есть три уровня сложности: некоторые морфологические понятия изучаются в школе уже с первого класса, другие — с третьего, а самые сложные — с шестого. Соответственно, герои моих сказок — первоклассник, третьеклассница и шестиклассница, которые путешествуют сначала все вместе, а по ходу своих приключений расстаются и встречаются вновь, в зависимости от того, о каком учебном материале идет речь. Естественно, самое длинное путешествие, наиболее насыщенное приключениями и встречами, получается у шестиклассницы: ей надо многое повторить и еще больше узнать нового.

А как у вас родилась идея создания подобных учебников?

Т. Р.: Раньше я преподавала русский язык и литературу в школе и в результате набрала достаточно материала, чтобы написать свой собственный учебник. Ни в коем случае я не собиралась тягаться с общепринятым школьным учебником, по которому учились мы и учатся наши дети, но в моих силах было сделать к этому учебнику веселое игровое дополнение. В общем, можно сказать, что книги родились из моих учительских конспектов.

И что, вы написали книжку и так вот прямо принесли ее с улицы в издательство? Или вам кто-то помогал?

Т. Р.: Счастливое стечение обстоятельств. В свое время, еще учась в институте, я оказалась чуть ли не единственной студенткой, которая не опоздала на встречу с Эдуардом Успенским. Пока ждали остальных, я показала ему свои литературные опыты и получила приглашение обращаться за советом и помощью. Эдуард Николаевич дал мне свой телефон, и вот, спустя несколько лет, я им воспользовалась. Опять-таки по счастливому стечению обстоятельств: издательство «Самовар», возглавляемое тогда Успенским, затеяло издать серию веселых учебников. По сути, я оказалась на волне нового проекта образовательной литературы. Так вышла моя первая книга «Здравствуйте, Имя Существительное!», за которой последовали и остальные.

Сколько их уже вышло?

Т. Р.: Пять: про существительное, прилагательное, глагол, наречие и причастие. Готовится к изданию шестая (деепричастие). К новому учебному году, возможно, выйдет сборник игр на уроках русского языка в пятом классе. Скорее всего, он будет называться «Змеюльки-Горынычки и 5-й А».

Какая из ваших книг у вас самая любимая?

Т. Р.: Трудно сказать, наверное, про глагол.

В ваших книгах очень выразительные иллюстрации, замечательно дополняющие текст. Как вам удалось объяснить свою идею художнику?

Т. Р.: Очень просто. Художника зовут Татьяна Рик.

Татьяна, вы пишете только учебно-методическую литературу?

Т. Р.: Нет, почему же. Я пишу сказки, которые печатают в разных изданиях, страшилки, стихи...

Если уж речь зашла о стихах, расскажите, пожалуйста, в завершение нашей беседы какое-нибудь из своих грамматических стихотворений.

Т. Р.:  Ну вот, пожалуй, коротенькое — про определение кратких причастий:

Бились над этим давно мудрецы,
Письма с ответом носили гонцы:
Комната вымыта — взяты слова,
Правильно задан вопрос — КАКОВА?
Комната вымыта — ищут ответ:
действие есть или действия нет?
И, наконец, — долгожданная весть:
Комнату ж вымыли — действие есть!
Счастья давно не видали такого:
КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ названо слово.

Спасибо, Татьяна. По-моему, и в самом деле очень все понятно объясняется.

Ксения Молдавская, критик детской литературы, редактор, журналист

Еще на эту тему

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!