Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников

Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Далеко не каждый сможет читать серьезную научную литературу, ведь тексты, написанные в научном стиле, ориентированы на специалистов в конкретной области знания. При этом многие люди интересуются науками как любители, увлекаются биологией, астрономией, физикой, историей, лингвистикой, математикой. Для них существуют научно-популярные тексты, в которых научное содержание представлено в яркой и легкой для восприятия форме. 

Стилистические разногласия

Научно-популярный стиль возник из потребности в популяризации науки. Под ней имеется в виду распростра­нение достоверных научных знаний в современной и доступной для широкого круга людей форме. Считается, что хороший популяризатор науки может понятно объяснить сложное явление второкласснику; поскольку таких талантов очень мало, аудитория научно-популярных текстов обычно все-таки имеет достаточный уровень базовых знаний для восприятия новой информации.

Среди специалистов по стилистике нет единого мнения о статусе научно-популярного типа речи1. Одни исследователи полагают, что единый научный стиль распадается на несколько подстилей (включая научно-популярный), у которых много общих свойств. Один из аргументов сторонников этой точки зрения состоит в том, что средства научного стиля в любом случае одни и те же: «термины, устойчивые и фразеологические сочетания, синтаксические конструкции»2

Другие считают, что научно-популярная литература — реализация самостоятельного функционального стиля языка. В отличие от собственно научного стиля, который сообщает новую информацию, у научно-популярного функций две — сообщения и воздействия3

Функция воздействия появляется в связи с главной задачей этого стиля — популяризацией научных знаний.

Как замечает исследователь этой области Элеонора Лазаревич, «эмоциональность, свойственная каждому исследованию как поиску истины, остается за рамками научной речи, обращенной к коллегам, и оживает в научно-популярной, где используются средства, которые могут возбудить фантазию читателя, направить ее на создание новых представлений»4

Так или иначе, в научно-популярном типе речи есть черты разных стилей: он находится на стыке научного и публицистического стиля. 

Почему это научно, но не наука?

У научного стиля и научно-популярного подстиля есть общая база, связанная с той или иной научной дисциплиной. Если отвлечься от конкретной области науки, их объединяет точное определение понятий, четкость формулировок, логичность изложения, объективность и обобщенность. 

При этом в научно-популярном подстиле больше экспрессивности и меньше абстрактности, иначе ему не удастся решить свою задачу. И те и другие тексты имеют цель представить новую информацию, передать знания, но аудитория текстов научно-популярного подстиля гораздо шире, они адресованы массовому читателю или слушателю. 

В научных текстах многие сложные термины хорошо известны специалистам и не требуют пояснений. В научно-популярных публикациях они не только объясняются (и по возможности заменяются более понятными синонимами: слово вместо лексема, губной звук вместо лабиальный), но и часто сопровождаются наглядными аналогиями с учетом практического опыта адресата. 

Чтобы сделать текст более живым, популяризаторы науки используют эпитеты, метафоры, сравнения, разговорные слова и выражения, фразеологизмы. 

Значительно чаще, чем в научном тексте, в научно-популярном можно увидеть повелительное наклонение, частицы, междометия, вопросительные и восклицательные предложения. Научно-популярные книги обычно содержат много иллюстраций, а лекции сопровождаются красочными презентациями, которые делают материал более наглядным и занимательным. 

Если автор научного текста во многом обезличен, прячется за местоимением мы и стремится к тому, чтобы выводы выглядели максимально объективно, то в научно-популярном подстиле автор (ученый или научный журналист) может открыто выражать свою позицию и вести диалог с читателем. 

Важная особенность научно-популярного изложения — разнообразие жанров: это не только статьи, книги и доклады (как в научном стиле), но и видеоконтент и публикации в соцсетях — например, многие популяризаторы ведут телеграм-каналы. 

Для сравнения приведем несколько фрагментов текстов в разных подстилях. Нетрудно увидеть, какой текст о письменности индейцев майя ориентируется скорее на научный стиль (хотя это, конечно, не научная статья), а какой использует средства эмоционального вовлечения читателя, характерные для популяризаторов.

Письменность майя — это логосиллабическая (словесно-слоговая) система, в которой большую часть символов составляют логограммы, обозначающие слова или понятия (например, щит или ягуар), а меньшую — фонограммы, которые представляют звуки отдельных слогов (па, ма) и определяют звучание слова. 

Слава сопутствует человеку, который первым разгадал тайну письма из далекого прошлого, как сказал Морис Поуп. Надписи майя действительно пришли к нам из далекого прошлого и всегда были овеяны аурой экзотики, но кто первый разгадал их загадку?

А вот два текста на тему индоевропеистики. Первый написан в учебно-научном подстиле, а второй — в научно-популярном:

Сравнительно-историческое языкознание — область языкознания, объектом которой являются родственные, т. е. генетически связанные языки. Конкретно в сравнительно-историческом языкознании речь идет об установлении соотношений между родственными языками и описании их эволюции во времени и пространстве; сравнительно-историческое языкознание пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим методом… Лингвистический энциклопедический словарь 

На школьных уроках иногда упоминают, что русский, английский, французский, греческий и многие другие языки родственны и относятся к индоевропейской семье языков — но обычно не поясняется, чтó стоит за ярлыками «родственные языки» и «индоевропейская семья языков». Разве семьи и вообще родственные связи бывают не только у живых существ? Оказывается, об отношениях родства для языков можно говорить благодаря тому, что языки постепенно изменяются во времени. Александр Пиперски. Введение в индоевропеистику

В обоих текстах научно-популярного подстиля мы видим риторический вопрос как средство вовлечь читателя. Также Александр Пиперски апеллирует к жизненному опыту, что невозможно в чисто научном тексте. 

Такой же прием мы видим у биолога и орнитолога Виктора Дольника: Мир предков — это детство человечества. А еще есть мир просто детства, такой знакомый и такой особенный...5 Название его книги — «Непослушное дитя биосферы» — уже содержит метафору. Другой пример из этой же книги: К расизму нельзя относиться как к точке зрения, имеющей право на существование. К нему нужно относиться как к заразной болезни. В научном тексте подобное сравнение представить себе невозможно. 

Научный стиль: точность не в ущерб понятностиИм пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналистыАндрей Зализняк был не только выдающимся лингвистом, но и замечательным популяризатором лингвистики. В его наследие входят тексты о науке в разной стилистической тональности в зависимости от адресата. Многие черты научно-популярного стиля можно проиллюстрировать отрывками из его книги и лекции

Ограничиваясь одной лишь лингвистической проблематикой, мы, разумеется, ни в коей мере не отрицаем значения литературоведческого, исторического и культурологического аспектов данной проблемы. Но мы, во-первых, предпочитаем в данном случае не выходить за рамки своей прямой специальности, во-вторых, полагаем, что лингвистические данные, с их относительно высокой объективностью и определенностью, могут способствовать решению проблемы более эффективно, чем области, где намного шире простор для вольной игры мнений. Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста

Попробуйте вообразить любительскую книгу о небесных светилах, где обсуждался бы вопрос, какого размера Луна — с тарелку или с монету. Между тем любительские сочинения о языке совершенно такого же уровня циркулируют в немалом количестве и охотно читаются и принимаются всерьез довольно широкой аудиторией. О профессиональной и любительской лингвистике

Мастера научпопа

Как правило, авторы научно-популярных текстов — ученые, которые заинтересованы в том, чтобы рассказать о предмете своего научного интереса понятным языком. Несмотря на кажущуюся простоту таких текстов, за ними стоят опыт и знания исследователя, который понимает, что нельзя приносить научную точность в жертву «облегченной» подаче.  

Самый старый и заслуженный научно-популярный ресурс — журнал «Наука и жизнь», в котором публикуются в том числе статьи о русском языке. Но сегодня научно-популярные темы чаще всего представлены в видеоформате. 

  1. ПостНаука — образовательная платформа, которая создана для популяризации научных знаний. Основной формат — небольшие видеомонологи разных ученых: историков, лингвистов, социлогов, политологов, биологов, физиков. 
  2. Arzamas — просветительский проект, посвященный истории культуры. Здесь можно найти материалы о литературе, искусстве, истории, философии, экономике. 
  3. АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ — канал крупнейшего российского интернет-портала об эволюции человека, созданного по инициативе научного журналиста Александра Соколова и антрополога Станислава Дробышевского (кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии МГУ). 
  4. Неземной подкаст Владимира Сурдина посвящен планетам, звездам и космосу в целом. Владимир Сурдин — астроном, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  5. Вячеслав Дубынин — канал доктора биологических наук, профессора кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В нем речь идет главным образом о физиологии, нейробиологии и психофармакологии. 

Лингвисты-блогеры: что почитать о русских словахПрофессиональный взгляд на язык во всех его проявленияхАвторы каналов не всегда имеют ученые степени, это могут быть студенты или выпускники вузов — например, пользуются популярностью блог о лингвистике «Филолог всея Руси» Юлии Афониной (училась в Астраханском государственном университете и в МГУ) и канал «Физика от Побединского» Дмитрия Побединского (окончил факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института). 

При этом у авторов некоторых каналов нет профильного образования в научной сфере, но это не делает их менее популярными: канал Utopia Show  о разоблачении паранормальных явлений создал выпускник ГИТИСа Евгений Попадинец, а посвященный истории Redroom — журналист Егор Зырянов, учившийся в Северо-Западном институте печати.

К числу научно-популярных ресурсов о русском языке относятся, к примеру, журнал «Русская речь», канал «Говорим по-русски!», подкаст «Розенталь и Гильденстерн». Самые известные работы популяризаторов лингвистики можно найти в Журнале Грамоты по тегу #книги.

Наверно, почти у каждого в жизни был момент, когда в три часа ночи неодолимо захотелось разобраться в генетике (или любой другой науке). Но, к сожалению, иногда науку пытаются популяризировать недостаточно образованные и компетентные люди. Поэтому важно обращать внимание на то, от кого мы получаем информацию и не будет ли в рассуждениях существенных ошибок, которые исказят наше восприятие этой области знания.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило

Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения

Популяризация лингвистических знаний в средствах массовой информации

Лингвист Леонид Крысин объясняет, как говорить о языке профессионально и интересно

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!