Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

На обновленной Грамоте образовательное направление становится одним из главных. Мы хотим как можно более понятно и подробно объяснять, как устроены правила, в чем их логика и узкие места, как проще их запомнить. Учебные материалы обращены не только к учителям и школьникам, но и к тем взрослым, кто хочет увереннее себя чувствовать, когда говорит и пишет на родном языке. Мы попросили руководителя направления Марию Юрьевну Лебедеву рассказать о том, как будет устроен образовательный трек.

Начну с признания. Русский язык в школе я не очень-то любила. Я зачитывала до дыр лингвистические энциклопедии, выигрывала в олимпиадах по русскому языку, неплохо писала и считалась человеком с «врожденной грамотностью» (о том, что это такое, есть смысл поговорить отдельно). А вот уроки русского языка — не любила. Мои чувства неизменно находят отклик и в кругу лингвистов, и в сообществе педагогов, и у очень разных собеседников.

Чтобы придумать, как будет устроено образовательное направление Грамоты, я говорила с учителями, детьми и взрослыми, давно избавленными от необходимости «вставлять пропущенные буквы» в сложных словах. Слушала их внимательно. Быть грамотным необходимо, русский язык — важный предмет, но… Мама дорогая, сколько исключений! Какие запутанные правила! Однообразные диктанты, в которых непременно наступает весна или осень, поземка стелется по дремлющему лесу, а чижи и стрижи щебечут дружными стайками. А сколько историй о «травме красной ручки» я услышала... Ты вложил душу и ум в свой текст, а получаешь безжалостный вердикт: две пропущенные запятые. В центре внимания — ошибка.

Про ошибки и норму

Вообще, ошибка — то, что устойчиво ассоциируется со школьным русским языком. Это кажется несправедливым и порочным: страх ошибки тянет за собой страх писать, проявлять себя в тексте. Обещаю, что мы сделаем серию материалов или даже курс про то, почему ошибаться — нормально, как ошибались классики и как ошибки становились со временем нормой. Эпиграфом возьмем слова Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». 

Разговор об ошибках — это отдельный сюжет, который затрагивает сразу несколько фундаментальных тем: и изменчивость нормы (раньше было так, а теперь так), и вариативность нормы в языке (можно и так, и так), и намеренное отклонение от нормы как прием (когда специально не так). 

Слово норма повторяется выше неспроста: именно ей посвящена бо́льшая часть курса русского языка. Самые популярные запросы по теме русского языка в поисковиках начинаются со слов «как правильно…». За квалифицированным ответом на вопрос «Как правильно?» обращаются в справочную службу Грамоты. И совершенно закономерно, что одна из задач учебного раздела Грамоты — научить правильно писать слово или ставить знак препинания. А еще объяснить, почему правильно писать именно так. И в решении этой задачи мы опираемся на несколько ключевых идей. Совсем не новых, но, кажется, по-новому воплощенных: 

  • многоуровневое изучение языка, в котором каждому уровню подготовленности соответствует свой уровень сложности правил и заданий;
  • установка на диалог учебной практики и лингвистической теории, на постепенное сближение «школьного русского» и современных научных представлений о языке;
  • выбор релевантного языкового материала, близкого к коммуникативной реальности, разнообразного и доступного. 

Азы, основы и тонкости

Каждое правило в Учебнике Грамоты представлено на трех уровнях: азы, основы и тонкости. Эти три уровня — три ступени от базовых школьных представлений к академическим знаниям о русском языке.  

Азы — минимальная информация о правиле, которую обычно осваивают при первом соприкосновении с ним. Например, с однородными членами мы встречаемся довольно рано, в пятом классе, и эта первая встреча не должна напугать. 

  • Карточка с азами пригодится при знакомстве с правилом. 
  • С азов стоит начинать, если перед вами стоит задача повторить правило и есть смутное чувство, что все забылось.
  • На освоении азов стоит сфокусироваться, если правописание в целом представляет собой сложность — например, ребенок осваивает русский язык как иностранный или испытывает трудности с речевым развитием.

Вот пример:

Пример правила. Правописание мягкого знака в глагольных формах


Основы — объем знаний о правиле, который должен быть освоен к концу школы. К этому времени информация о правописании обрастает деталями. В правиле про однородные члены мы узнаём, что они могут быть соединены повторяющимися и двойными союзами, образовывать пары, что в предложении Пойду посплю однородных членов вообще-то нет и запятую ставить не нужно. Сосредоточиться на основах стоит при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому карточка с основами адресована в первую очередь ученикам 9–11-х классов и учителям, ведущим занятия в этих параллелях. 

Тонкости — самый интересный и сложный раздел каждого правила. В нем дается информация трех типов: 

  • сведения, выходящие за пределы школьной программы и даже иногда — о, ужас! — противоречащие ей;
  • исключения, которые на самом деле не являются таковыми, если несколько иначе посмотреть на их природу;
  • комментарии к трудным случаям, в которых часто допускаются ошибки. 

В раздел с тонкостями попадают увлекательные сюжеты о неожиданных тире и внезапных запятых, которые по школьным правилам должны вести себя иначе. Здесь мы разбираемся, например, почему буква и после приставки в слове взимать (которое иногда причисляют к исключениям) вполне вписывается в орфографическую логику. В некоторых правилах мы обсуждаем правописание слов, еще не вошедших в словари. Вам будут полезны тонкости, если вы:

  • уже освоили школьную программу и готовы погрузиться в глубины орфографии и пунктуации;
  • хотите разобраться с противоречиями или исключениями и найти объяснение нетривиальным случаям;
  • готовитесь к олимпиадам по русскому языку или планируете поступать на специальность, связанную с языком и текстом. 

Вся информация о правилах представлена в формате карточек, так что их можно распечатать и раздать ученикам на занятии. А еще ими можно поделиться в соцсетях или быстро отправить в сообщении. Возможно, вы будете использовать карточки правил в качестве аргументов  в интернет-спорах о том, как правильно. (Только, чур, не злоупотребляйте этим!)

От понимания к применению

Ключевое отличие учебного раздела Грамоты от других ее частей — возможность не только узнать, как правильно, но и попрактиковаться в применении этого знания. Каждое правило в Учебнике сопровождается упражнениями в знакомом пользователю формате: нужно выбрать букву или знак на месте пропуска. 

Пример интерактивного задания. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков


Примеры для упражнений мы отбираем, руководствуясь несколькими принципами. Вот один из них: материал должен быть разнообразен, интересен и доступен для понимания учащихся; на материале, важном своим содержанием, увлекательном по форме, учащиеся гораздо легче и прочнее усваивают правила… 

Здорово, да? Так в 1947 году писал в пособии для учителей «Методика правописания» Матвей Васильевич Ушаков, стоявший у истоков школьного курса орфографии. Поддерживая этот принцип, мы стремимся найти примеры: 

  •  близкие к реальности нашего адресата: школьника, подростка, студента; 
  • содержащие любопытную, как мы надеемся, информацию; 
  • провоцирующие размышления или дискуссию; 
  • просто веселые. 

Например, правило про обращение заканчивается так: «Не разделяются запятыми междометные выражения господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т. п. (в них нет обращения): Слава тебе господи, со знаками препинания при обращении разобрались!»

Конечно, в идеальном мире все примеры хотелось бы сделать смешными и актуальными, но это удается не всегда. Для правила про разделительный твердый знак мы так и не смогли найти знакомый школьникам пример с сочетанием букв ъю. Пришлось выбирать между подъюбником и предъюбилейным

Мы сознательно отказались использовать в упражнениях  к правилам примеры из классических текстов — все задания пишут наши методисты. Но это не исключает возможности проверить себя на фрагментах из Толстого или Тургенева — такие тренажеры находятся в разделе «Интерактивные упражнения».

Еще один традиционный принцип в изучении любого предмета, который  применяем и мы на Грамоте, — от простого к сложному. Подобно правилам, все упражнения построены в логике от азов — к основам — к тонкостям. Сначала стоит удостовериться, что вы освоили азы, затем переходить к заданиям на основное правило, а в случае успеха — испытать свое мастерство в упражнениях на нетривиальные и трудные случаи. 

Коллекция упражнений будет пополняться, и мы надеемся, что Грамота станет бесконечным тренажером и хорошим помощником в оттачивании навыков правописания. 

Что дальше? 

Образовательное направление опирается на обширные учебные материалы, накопленные за два десятилетия работы Грамоты, начиная от справочников и заканчивая интерактивными диктантами. Мы будем беречь это богатство и дополнять его новыми инструментами, правилами, примерами, упражнениями и целыми разделами. Например, мы планируем сделать отдельный раздел, посвященный грамматике и стилистике (ох, сколько там глубин!). 

Мы будем размещать статьи и видеоматериалы про обучение русскому языку, мнения преподавателей и методистов, детей и родителей. Будет расширяться коллекция материалов для учителей, которые помогут сделать уроки русского языка более живыми и разнообразными. 

Много мыслей и идей связаны со словарной грамотностью: кажется, что словарь как особый жанр недооценен современной школой. Задания и материалы для работы со словарями, в том числе с новым метасловарем Грамоты, могут стать шагом в этом направлении. 

Отдельное внимание мы уделим тому, как учителя других предметов могут работать с русским языком: разбираться со сложными словами на уроках физики и географии, развивать речь на уроках химии и истории, тренировать языковую наблюдательность на школьных экскурсиях.

При всей широте наших замыслов мы бы хотели в первую очередь понимать ожидания пользователей Грамоты и отвечать этим ожиданиям. Что будет полезно? Чего не хватает? Какие случаи вызывают самые большие затруднения? Что интересует тех, кто преподает русский язык в школе, и тех, кто его еще учит? Чем мы можем помочь взрослым, которые хотят стать грамотнее, расширить словарный запас, лучше говорить и писать, глубже понимать чужие тексты? Нам важно услышать ваши пожелания, комментарии и идеи, мы постараемся их реализовать.

Русский язык — это не просто школьный предмет. На русском языке мы каждый день договариваемся, спорим, убеждаем, узнаём то, чего не знали, создаем то, чего прежде не было. А это значит, что изучение русского языка, работа над грамотностью и речевым мастерством актуальны для каждого. Мы хотели бы сделать Грамоту по-настоящему полезным помощником, который бережно и профессионально будет поддерживать вас в изучении русского языка. 

· руководитель образовательного направления Грамоты, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

Подведены итоги конкурса школьных учителей «Словарный урок»

На форуме «Со словарем по жизни» победители конкурса представили свои методические разработки

все публикации

Чем нас удивляет японская языковая картина мира

На выбор речевых форм влияет статус, возраст, пол собеседников, степень их близости



Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!