Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

На обновленной Грамоте образовательное направление становится одним из главных. Мы хотим как можно более понятно и подробно объяснять, как устроены правила, в чем их логика и узкие места, как проще их запомнить. Учебные материалы обращены не только к учителям и школьникам, но и к тем взрослым, кто хочет увереннее себя чувствовать, когда говорит и пишет на родном языке. Мы попросили руководителя направления Марию Юрьевну Лебедеву рассказать о том, как будет устроен образовательный трек.

Начну с признания. Русский язык в школе я не очень-то любила. Я зачитывала до дыр лингвистические энциклопедии, выигрывала в олимпиадах по русскому языку, неплохо писала и считалась человеком с «врожденной грамотностью» (о том, что это такое, есть смысл поговорить отдельно). А вот уроки русского языка — не любила. Мои чувства неизменно находят отклик и в кругу лингвистов, и в сообществе педагогов, и у очень разных собеседников. 

Чтобы придумать, как будет устроено образовательное направление Грамоты, я говорила с учителями, детьми и взрослыми, давно избавленными от необходимости «вставлять пропущенные буквы» в сложных словах. Слушала их внимательно. Быть грамотным необходимо, русский язык — важный предмет, но… Мама дорогая, сколько исключений! Какие запутанные правила! Однообразные диктанты, в которых непременно наступает весна или осень, поземка стелется по дремлющему лесу, а чижи и стрижи щебечут дружными стайками. А сколько историй о «травме красной ручки» я услышала... Ты вложил душу и ум в свой текст, а получаешь безжалостный вердикт: две пропущенные запятые. В центре внимания — ошибка.

Про ошибки и норму

Вообще, ошибка — то, что устойчиво ассоциируется со школьным русским языком. Это кажется несправедливым и порочным: страх ошибки тянет за собой страх писать, проявлять себя в тексте. Обещаю, что мы сделаем серию материалов или даже курс про то, почему ошибаться — нормально, как ошибались классики и как ошибки становились со временем нормой. Эпиграфом возьмем слова Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». 

Разговор об ошибках — это отдельный сюжет, который затрагивает сразу несколько фундаментальных тем: и изменчивость нормы (раньше было так, а теперь так), и вариативность нормы в языке (можно и так, и так), и намеренное отклонение от нормы как прием (когда специально не так). 

Слово норма повторяется выше неспроста: именно ей посвящена бо́льшая часть курса русского языка. Самые популярные запросы по теме русского языка в поисковиках начинаются со слов «как правильно…». За квалифицированным ответом на вопрос «Как правильно?» обращаются в справочную службу Грамоты. И совершенно закономерно, что одна из задач учебного раздела Грамоты — научить правильно писать слово или ставить знак препинания. А еще объяснить, почему правильно писать именно так. И в решении этой задачи мы опираемся на несколько ключевых идей. Совсем не новых, но, кажется, по-новому воплощенных: 

  • многоуровневое изучение языка, в котором каждому уровню подготовленности соответствует свой уровень сложности правил и заданий;
  • установка на диалог учебной практики и лингвистической теории, на постепенное сближение «школьного русского» и современных научных представлений о языке;
  • выбор релевантного языкового материала, близкого к коммуникативной реальности, разнообразного и доступного. 

Азы, основы и тонкости

Каждое правило в Учебнике Грамоты представлено на трех уровнях: азы, основы и тонкости. Эти три уровня — три ступени от базовых школьных представлений к академическим знаниям о русском языке.  

Азы — минимальная информация о правиле, которую обычно осваивают при первом соприкосновении с ним. Например, с однородными членами мы встречаемся довольно рано, в пятом классе, и эта первая встреча не должна напугать. 

  • Карточка с азами пригодится при знакомстве с правилом. 
  • С азов стоит начинать, если перед вами стоит задача повторить правило и есть смутное чувство, что все забылось.
  • На освоении азов стоит сфокусироваться, если правописание в целом представляет собой сложность — например, ребенок осваивает русский язык как иностранный или испытывает трудности с речевым развитием.

Вот пример:

Пример правила. Правописание мягкого знака в глагольных формах


Основы — объем знаний о правиле, который должен быть освоен к концу школы. К этому времени информация о правописании обрастает деталями. В правиле про однородные члены мы узнаём, что они могут быть соединены повторяющимися и двойными союзами, образовывать пары, что в предложении Пойду посплю однородных членов вообще-то нет и запятую ставить не нужно. Сосредоточиться на основах стоит при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому карточка с основами адресована в первую очередь ученикам 9–11-х классов и учителям, ведущим занятия в этих параллелях. 

Тонкости — самый интересный и сложный раздел каждого правила. В нем дается информация трех типов: 

  • сведения, выходящие за пределы школьной программы и даже иногда — о, ужас! — противоречащие ей;
  • исключения, которые на самом деле не являются таковыми, если несколько иначе посмотреть на их природу;
  • комментарии к трудным случаям, в которых часто допускаются ошибки. 

В раздел с тонкостями попадают увлекательные сюжеты о неожиданных тире и внезапных запятых, которые по школьным правилам должны вести себя иначе. Здесь мы разбираемся, например, почему буква и после приставки в слове взимать (которое иногда причисляют к исключениям) вполне вписывается в орфографическую логику. В некоторых правилах мы обсуждаем правописание слов, еще не вошедших в словари. Вам будут полезны тонкости, если вы:

  • уже освоили школьную программу и готовы погрузиться в глубины орфографии и пунктуации;
  • хотите разобраться с противоречиями или исключениями и найти объяснение нетривиальным случаям;
  • готовитесь к олимпиадам по русскому языку или планируете поступать на специальность, связанную с языком и текстом. 

Вся информация о правилах представлена в формате карточек, так что их можно распечатать и раздать ученикам на занятии. А еще ими можно поделиться в соцсетях или быстро отправить в сообщении. Возможно, вы будете использовать карточки правил в качестве аргументов  в интернет-спорах о том, как правильно. (Только, чур, не злоупотребляйте этим!)

От понимания к применению

Ключевое отличие учебного раздела Грамоты от других ее частей — возможность не только узнать, как правильно, но и попрактиковаться в применении этого знания. Каждое правило в Учебнике сопровождается упражнениями в знакомом пользователю формате: нужно выбрать букву или знак на месте пропуска. 

Пример интерактивного задания. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков


Примеры для упражнений мы отбираем, руководствуясь несколькими принципами. Вот один из них: материал должен быть разнообразен, интересен и доступен для понимания учащихся; на материале, важном своим содержанием, увлекательном по форме, учащиеся гораздо легче и прочнее усваивают правила… 

Здорово, да? Так в 1947 году писал в пособии для учителей «Методика правописания» Матвей Васильевич Ушаков, стоявший у истоков школьного курса орфографии. Поддерживая этот принцип, мы стремимся найти примеры: 

  •  близкие к реальности нашего адресата: школьника, подростка, студента; 
  • содержащие любопытную, как мы надеемся, информацию; 
  • провоцирующие размышления или дискуссию; 
  • просто веселые. 

Например, правило про обращение заканчивается так: «Не разделяются запятыми междометные выражения господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т. п. (в них нет обращения): Слава тебе господи, со знаками препинания при обращении разобрались!»

Конечно, в идеальном мире все примеры хотелось бы сделать смешными и актуальными, но это удается не всегда. Для правила про разделительный твердый знак мы так и не смогли найти знакомый школьникам пример с сочетанием букв ъю. Пришлось выбирать между подъюбником и предъюбилейным

Мы сознательно отказались использовать в упражнениях  к правилам примеры из классических текстов — все задания пишут наши методисты. Но это не исключает возможности проверить себя на фрагментах из Толстого или Тургенева — такие тренажеры находятся в разделе «Интерактивные упражнения».

Еще один традиционный принцип в изучении любого предмета, который  применяем и мы на Грамоте, — от простого к сложному. Подобно правилам, все упражнения построены в логике от азов — к основам — к тонкостям. Сначала стоит удостовериться, что вы освоили азы, затем переходить к заданиям на основное правило, а в случае успеха — испытать свое мастерство в упражнениях на нетривиальные и трудные случаи. 

Коллекция упражнений будет пополняться, и мы надеемся, что Грамота станет бесконечным тренажером и хорошим помощником в оттачивании навыков правописания. 

Что дальше? 

Образовательное направление опирается на обширные учебные материалы, накопленные за два десятилетия работы Грамоты, начиная от справочников и заканчивая интерактивными диктантами. Мы будем беречь это богатство и дополнять его новыми инструментами, правилами, примерами, упражнениями и целыми разделами. Например, мы планируем сделать отдельный раздел, посвященный грамматике и стилистике (ох, сколько там глубин!). 

Мы будем размещать статьи и видеоматериалы про обучение русскому языку, мнения преподавателей и методистов, детей и родителей. Будет расширяться коллекция материалов для учителей, которые помогут сделать уроки русского языка более живыми и разнообразными. 

Много мыслей и идей связаны со словарной грамотностью: кажется, что словарь как особый жанр недооценен современной школой. Задания и материалы для работы со словарями, в том числе с новым метасловарем Грамоты, могут стать шагом в этом направлении. 

Отдельное внимание мы уделим тому, как учителя других предметов могут работать с русским языком: разбираться со сложными словами на уроках физики и географии, развивать речь на уроках химии и истории, тренировать языковую наблюдательность на школьных экскурсиях.

При всей широте наших замыслов мы бы хотели в первую очередь понимать ожидания пользователей Грамоты и отвечать этим ожиданиям. Что будет полезно? Чего не хватает? Какие случаи вызывают самые большие затруднения? Что интересует тех, кто преподает русский язык в школе, и тех, кто его еще учит? Чем мы можем помочь взрослым, которые хотят стать грамотнее, расширить словарный запас, лучше говорить и писать, глубже понимать чужие тексты? Нам важно услышать ваши пожелания, комментарии и идеи, мы постараемся их реализовать.

Русский язык — это не просто школьный предмет. На русском языке мы каждый день договариваемся, спорим, убеждаем, узнаём то, чего не знали, создаем то, чего прежде не было. А это значит, что изучение русского языка, работа над грамотностью и речевым мастерством актуальны для каждого. Мы хотели бы сделать Грамоту по-настоящему полезным помощником, который бережно и профессионально будет поддерживать вас в изучении русского языка. 

· руководитель образовательного направления Грамоты, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

Подведены итоги конкурса школьных учителей «Словарный урок»

На форуме «Со словарем по жизни» победители конкурса представили свои методические разработки

все публикации

Как победить на олимпиаде по лингвистике

Тренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языке


На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов

Если убрать из русского языка все заимствования, то от него ничего не останется?


Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

Иногда без синтаксического разбора не поймешь, кто на ком стоял


Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

А еще они приносят много удовольствия от игрового взаимодействия и помогают лучше узнать друг друга


Как будет выглядеть карта языков России?

Интервью лингвиста Юрия Корякова сайту Русского географического общества


Контактные языки: что бывает, когда соседи не понимают друг друга

Настойчивое желание общаться приводит к появлению конструкций «Моя твоя не понимай»


Чем отличаются по смыслу слова «знакомый», «друг» и «товарищ» в языке Пушкина?

Вышел в свет третий номер «Вестника Московского университета» за 2024 год


Скороговорки: полезное развлечение для детей и взрослых

Как Саша с сушкой и Клара с кларнетом помогают избавиться от каши во рту


Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита

Интервью с руководителем «Фристайл-мастерской» Львом Киселевым


«Говорим по-русски!»: в правилах русской пунктуации есть пробелы

Лингвист Мария Ровинская о том, почему запятые все-таки нужны


«Муж объелся груш» и другие речевые формулы для ответа в рифму

Каждый месяц мы выбираем самые интересные вопросы пользователей и самые полезные ответы нашей справочной службы



Влияние государственных решений на судьбу родных языков

Эксперты обсуждают принятую Концепцию языковой политики и ждут результатов ее реализации




Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют


Вышло новое издание научно-популярной книги Стивена Пинкера «Язык как инстинкт»

Ее можно использовать как пособие по курсу «Введение в языкознание»



Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества


Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова

Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме


Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!