Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Мама, говори как все!», или Русский язык вне России

— Mama, sprich wie alle! — потребовал пятилетний Марк, сын моей русскоязычной знакомой, вернувшись из детского сада. И перестал разговаривать по-русски. Случай типичный. Ребенок не понимает, зачем ему нужен русский язык. Так возникает первая методическая проблема, с которой сталкивается преподаватель русского языка в диаспоре. Дальше проблемы идут косяком: времени на занятия мало, общение с окружающими ровесниками и взрослыми вытесняет из памяти ребенка язык русскоговорящих родителей.

Как мы ловили идею, которая носится в воздухе

Чтобы в таких условиях заинтересовать малыша русским языком и русской культурой, чтобы учить эффективно и не в ущерб освоению языка и культуры страны проживания, мало только энтузиазма и стажа работы с детьми-мигрантами. Нужно еще найти и суметь использовать резервы, которые позволят сделать русскоязычное преподавание интересным и емким. Иначе говоря, учитель должен владеть специальной методикой, программой и учебными пособиями. То есть должен быть вооружен новым учебным предметом, который будет отличаться и от «Русского как родного» и от «Русского как иностранного». Назовем его, например, «Русский как второй родной» или «Русский как родной вне России»1. Разработать педагогические принципы нового предмета и его методическую оснастку может только команда, в которую войдут и педагоги со стажем преподавания вне России, и те, кто разбирается в психологических и социально-педагогических закономерностях формирования ребенка, и методисты, обладающие опытом создания учебных пособий, программ, методик по русскому как родному, и культурологи, историки, логопеды. Выход один — творческое сотрудничество учителей с учеными. Но — удивительное дело! — преподавателям русского языка в диаспоре и ученым (филологам, педагогам, социолингвистам) согласовать свои задачи до сих пор не удавалось. Хотя исследователи языка и педагоги-практики не раз встречались на международных семинарах и конференциях.

Уже на первой такой встрече (она проходила 17 апреля 2003 года за круглым столом «Русский язык в России и за рубежом» в рамках Московской международной конференции «Журналистика и культура русской речи»), обнаружилось, что учителей и ученых по-разному интересует жизнь русского языка в зарубежье. Интерес ученых состоял в том, чтобы выявлять и объективно фиксировать изменения, которым подвергается язык (как в России, так и за ее рубежами), и изучать причины изменений. Педагогов интересовало иное: они стремились найти пути сохранения русского языка у подрастающих поколений диаспоры.

После московского круглого стола мы организовали встречу российских ученых и педагогов русской диаспоры с русистами Западной Европы. Совместно с Немецким Союзом преподавателей русского языка и литературы и Академией Клаузенгоф 20–22 февраля 2004 года Ассоциация русскоязычных культурно-образовательных объединений в странах Европы Eurolog провела Первый международный семинар «Русский язык вне России». Так был сделан первый (хотя, надо самокритично признать, робкий) практический шаг к согласованию усилий и сотрудничеству русистов Западной Европы и педагогов русской диаспоры.

9–10 мая 2004 года в Хайфе представители Ассоциации Eurolog участвовали с докладами в международном семинаре «Русский язык за пределами России». Здесь еще отчетливее проявилось разделение участников на многочисленную группу ученых (лингвистов и социолингвистов, собравшихся на свой ученый разговор) и меньшую по численности группу педагогов, которая на научной конференции выглядела несколько неуместной.

Тогда и зародилась у нас идея большого международного междисциплинарного «объединительного собрания». Но понадобилось немало времени и сил, чтобы эта идея воплотилась в Форум-2005 — первую встречу, на которой педагоги, ученые, издатели и журналисты разных стран вместе обсуждали проблемы преподавания русского языка вне России.

Берлинский форум: приключения замысла

Проблем было много. Поэтому Форум начался за два месяца до своего открытия: в начале мая 2005 года на портале «Грамота.ру» появились первые доклады участников Международной интернет-конференции «Русский язык вне России: лингвистический и социально-педагогический аспекты взаимодействия культур». К открытию Берлинского форума на этой виртуальной конференции было представлено 16 докладов, больше сотни комментариев и зафиксировано свыше 5,5 тысяч посещений участниками дискуссии из Великобритании, Германии, Израиля, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и, конечно, России. Официально же открытие одноименного Форума состоялось 3 июня 2005 года в Берлине, в Российском доме науки и культуры, куда на два дня (день приезда и день отъезда — один день) съехались более ста преподавателей русского языка, организаторов образования, ученых, издателей и журналистов, чтобы решать непростые задачи:

  • попытаться определить, велики ли у русского языка и русской культуры в европейских странах шансы сохраниться после того, как уйдет из жизни нынешнее поколение русскоязычных взрослых;
  • выявить актуальные проблемы преподавания русского языка как родного, как иностранного и как родного вне России в школах, университетах и учреждениях дополнительного образования Европы;
  • объединить усилия и наметить пути научного и методического сотрудничества российских и западноевропейских специалистов для поддержания русского языка и русской культуры в Западной Европе.

По замыслу инициаторов Форума (руководителей Ассоциации Eurolog), результатом этой международной встречи должно было стать объединение усилий педагогов-практиков и ученых разных стран при решении педагогических проблем русского зарубежья. Поэтому перед Форумом были поставлены задачи не разговорного жанра (в котором все мы — большие мастера!), а творческие, продуктивные задачи: выявить проблемы, предложить проекты их решения, создать творческие команды для разработки и осуществления проектов.

В проблемах недостатка не было. К примеру, в ходе интернет-конференции поступили предложения обсудить:

  • финансовую и социально-педагогическую ситуации с русскоязычным образованием в Европе; особенности деятельности культурно-образовательных организаций и структур в разных землях Германии и странах Европы;

  • способы педагогического просвещения родителей;

  • возможности создания педагогического журнала (для семьи, детского сада, школ дополнительного образования, кружков и клубов, для домашнего чтения и домашних занятий) и брошюр в помощь родителям и педагогам в диаспоре.

И тут же:

  • как выбирать русскоязычную няню.

А далее:

  • как организовать профессиональное образование и самообразование педагогов вне России;

  • как выработать общую педагогическую терминологию и общий «педагогический язык», обеспечивающий взаимопонимание учителей, ученых и родителей.

Отдельную группу составили собственно педагогические и методические проблемы:

  • как обеспечить такое преподавание русского языка и приобщение к русской культуре, которые ориентированы не на изоляцию от языка и культуры страны проживания, а на диалог культур и толерантность к культурам всех народов; дают какие-то преимущества, компенсируя «проигрыш на старте жизни»2;

  • как вне России следует преподавать русский язык: как родной? как иностранный? Или особым образом — как родной вне Родины3?

  • в чем учебники русского языка как родного вне России должны быть сходны с существующими учебниками, а чем должны отличаться от них?

  • могут ли учебники русского языка для разных стран быть сходными между собой (полностью или в каких-то частях и фрагментах)?

И так далее.

Так вот, для того, чтобы эти проблемы решить как можно раньше и успешнее, нам нужно было успеть на этом Форуме провести «смотр проблем», объединить родственные проблемы в группы, наметить последовательность их обсуждения. А для этого следовало максимально эффективно использовать имеющиеся у нас полтора дня и... сдерживать свое желание расправляться с обнаруживаемыми проблемами здесь же и немедленно. Иначе возникала опасность завязнуть в любой из них и не добраться до остальных.

Боюсь, что с этой задачей мы справились не лучшим образом. Впрочем, наша русская культура заранее приготовила нам оправдание в виде мудрой формулы: «первый блин комом».

Но чтобы промахи, которых не удалось избежать в этот раз, принесли пользу в будущем, важно сейчас без суеты, без обид и откровенно проанализировать наши действия на Форуме. Ведь оправдательной формулы «второй блин комом» нет. По-видимому, так думаю не я один, если интернет-конференции «Русский язык вне России» продолжается.

Субъективные впечатления: ступеньки к объективным итогам

Мне, например, мечталось, что тут же, на Форуме, возникнут авторские группы и сразу начнут осуществлять свои проекты. Что группы станут обмениваться опытом и взаимодействовать. И что за два дня совместной творческой работы мы сможем убедиться в том, что плодотворное сотрудничество ученых, педагогов-организаторов и педагогов-практиков возможно... Вот оно! Вот его первые результаты!

Но сложилось не совсем так, как мечталось. После открытия Форума, как и было задумано, участники разбились на секции, чтобы с разных сторон решать общую задачу — учиться работать сообща. И... отделились друг от друга. Только на закрытии собрались вместе снова и обменялись формальными «результатами работы секций». О том, что происходит у соседей, участники разных секций узнавали друг от друга при личных встречах. Из этой неофициальной информации можно было понять, что внутри групп и секций происходит что-то интересное. Но желанного взаимодействия между секциями не возникло. Вероятно, и не могло возникнуть без специальной «группы аналитиков», «штаба», который собирал бы информацию о работе секций, обеспечивал регулярное обсуждение результатов этой работы и оперативное уточнение задач Форума.

Впрочем, секции, судя по достигнутым результатам, работали напряженно и производительно. Так, на секции «Педагогическая наука и практика: перспективы взаимодействия» участники под руководством д-ра Оксаны Смит (Нидерланды) и ученого секретаря секции Оксаны Прохоровой (кандидат педагогических наук, Москва) успели обсудить проблемы взаимодействия и координации ученых России и стран Европы, провести круглый стол «Социальное партнерство ученых и практиков в области социально-педагогической адаптации русскоязычного населения Европы», а затем организовали мозговой штурм «Научный эксперимент в практике».

Практическим результатом творчества секции стало возникновение вре́менного научно-педагогического коллектива (ВНИК) «Ученые — практикам». Новорожденный ВНИК сразу приступил к работе и предложил такие, например, направления совместной деятельности учителей, родителей, ученых:

  • создание экспериментальных площадок ВНИК по проблемам деятельности русскоязычных культурных центров;
  • проведение мониторинговых исследований в области развития личности в полинациональной семье;
  • организацию в различных регионах Европы (с участием российских специалистов) повышения квалификации педагогических и социальных кадров, работающих в русскоязычных общинах.

Участники ВНИК «Ученые — практикам» предложили руководству Eurolog’а помощь в научном обосновании, подготовке и проведении конференций, семинаров, симпозиумов, форумов и т. д. Работа секции завершилась созданием и первым заседанием экспертной группы по вопросам стратегии совместной деятельности.

Обидно, что мне не удалось поучаствовать в работе этой секции. Но и наша объединенная секция «Психология и педагогика детского многоязычия» и «Русский язык вне России: программы, методика, учебники», которой мы руководили вдвоем с инициативным и деятельным секретарем секции Екатериной Гильдебрандт (Германия, Бохум), поработала неплохо. Произошло это благодаря творческой активности педагогов и заинтересованному участию в нашей совместной работе российских ученых.

Многие учителя и ученые приехали на Форум с небанальными идеями и даже с разработанными проектами. Так, Ирина Майборода и Ольга Стереншис (обе — Нидерланды) предложили проект «Открытого педагогического портала», который сами создают и будут поддерживать. На этом портале, в частности, предполагается разместить программы «Взаимопомощь педагогов, преподающих на неродном языке» (руководитель программы — Вильгельм Люккель, Германия, Марбург); «Переписка детей из разных стран и городов на русском языке» (рабочая группа: Екатерина Гильдебрандт, школа «Исток», Бохум, Германия; Яна Мартынова, школа Софьи Ковалевской, Стокгольм, Швеция; Лора Новикова, центр «Вельт-Мир», Берлин, Германия).

Заметно обогатили педагогов встречи с учеными — со специалистом по формированию двуязычия Екатериной Протасовой, которая приехала на Форум как представитель Хельсинского университета, и с автором и ведущей популярных передач «Русский устный» Юлией Сафоновой (Русское международное радио «Голос России»). Об обширных планах издательства «Златоуст» (Санкт-Петербург) педагоги узнали от директора издательства Анны Голубевой. С богатым издательским проектом «Русский язык с мамой» познакомили москвичи Светлана Ремизова (директор издательства «Русский Язык») и Владимир Дронов.

Необычными и эффективными оказались и мастер-классы педагогов диаспоры. Необычность заключалась не только в оригинальности представленных методик, но и в способе их представления. Так, на демонстрации фрагментов уроков учителя русского языка и рисования Ирины Майборода присутствующие были не только зрителями, но и участниками обсуждения и даже оппонентами учителя-мастера. Такой способ повышения квалификации и профессионального саморазвития педагоги признали наиболее эффективным.

Секция предложила в ближайшие месяцы обсудить в интернете такие, в частности, проблемы: «Педагогические принципы создания двуязычных (многоязычных) групп раннего развития, а также объединений подростков и молодежи»; «Как обеспечить такое преподавание русского языка и приобщение к русской культуре, которые ориентированы не на изоляцию от языка и культуры страны проживания, а на диалог культур и толерантность к культурам всех народов?»; «Как вне России следует преподавать русский язык: как родной? как иностранный? или особым образом, — как родной вне Родины? Чем различаются эти учебные предметы?»; «Должны ли русскоязычные педагоги диаспоры заниматься педагогическим просвещением родителей своих учеников? Как?». 

Форум-2005 завершил свою работу, не столько разрешив проблемы русскоязычного образования, сколько выявив новые. Наверное, поэтому интернет-конференция «Русский язык вне России» на портале «Грамота.ру» продолжается после официального закрытия берлинской встречи. Надеюсь, что темой дискуссии станет и обсуждение промахов, которые мы допустили при проведении этого международного собрания.

Но дружеские и деловые контакты, которые возникли за эти два напряженных и праздничных дня, новые идеи, решения, проекты и другие наработки и, наконец, упоительный вкус совместного плодотворного творчества, — все это вселяет надежду на то, что результативное сотрудничество все-таки зародилось и будет крепнуть. Значит, есть надежда на то, что мальчик Марк еще заговорит с мамой на ее языке.

Вадим Левин, научный руководитель Методического центра Ассоциации Eurolog

Еще на эту тему

Министерство просвещения объявило конкурс «Лучшая русская школа за рубежом»

Заявку на участие педагогические коллективы и учителя-международники могут подать до 27 октября

Русский язык в ближнем зарубежье и русская речь в российских средствах массовой информации

Каковы перспективы сохранения русского языка как родного и неродного за пределами России?

Об опыте защиты языка в зарубежных странах

Как во Франции государство участвует в культурном и языковом строительстве

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!