Подсказки для поиска

Александра Ольховская: «Тематический словарь — это способ найти точное слово для выражения мысли»

Александра Ольховская: «Тематический словарь — это способ найти точное слово для выражения мысли»

Как лексиколога и лексикографа меня прежде всего занимают задачи эффективного лексикографического конструирования. Мы несколько лет работаем над масштабным проектом под названием «Русский тематический словарь». Любому филологу известно, что тематический словарь, в отличие от алфавитного, группирует лексику по смысловым блокам. Однако, помимо этого довольно понятного качества, он имеет еще одну важную жанровую особенность — ориентацию на продукцию речи (говорение и письмо). 

В лексикографии такие словари называют активными. Тематический словарь с самого начала задумывался как словарь, который поможет человеку из всего лексического многообразия найти максимально точное слово для выражения своей мысли. 

Сделать это, однако, не так просто. Ключевая проблема здесь, как мне кажется, состоит в том, что нам не вполне понятна категоризация лексики в сознании человека. Лексикографы группируют слова на логических основаниях: «Время одного действия относительно другого действия», «Черты характера, отражающие отношение человека к вещам», «Обладание материальными ценностями» и т. д. При этом нет никаких доказательств того, что такие категории присутствуют во внутреннем лексиконе человека. Конечно, в реальности некоторых групп сомневаться не приходится, среди них «одежда», «мебель», «эмоции», «внешность», «страны» и «национальности». Однако есть большое количество категорий с неясной тематической принадлежностью, и их лексикографическое представление — большая нерешенная проблема. Мне кажется, не в последнюю очередь поэтому тематические словари не востребованы широкой аудиторией.

Мы не попадаем своими логическими конструкциями в словесную сетку, которая есть в сознании носителя языка. Человеку понятно, как искать информацию от слова, но непонятно, как искать ее от идеи, потому что идея часто атематична.

Итак, вопрос масштабной антропоцентрической классификации лексики остается открытым. Но нам, как мне кажется, удалось усилить активную ориентацию тематического словаря за счет грамотной микроструктуры. В словарной статье нашего словаря мы отражаем всю информацию о слове, необходимую для его правильного употребления: морфологическую парадигму, стилистическую характеристику, синонимы, аналоги, антонимы и, самое главное, сочетаемость. Последняя раскрывается с помощью основных грамматических моделей, наполненных частотными лексическими распространителями.

Совсем недавно нас заинтересовала довольно необычная для традиционной лексикографии проблема — эргономики словаря и эффективного дизайна словарной статьи. Текст любого словаря наполнен различными пометами, сокращениями и условными знаками. Считается, что они должны структурировать словарную статью и помочь человеку быстрее найти нужную информацию. При этом у нас нет объективных данных относительно работы словарной невербалики. Мы задались вопросом: действительно ли пометы и символы эффективно организуют навигацию по словарному тексту, и если да, какие из них справляются со своей работой лучше всего?

За помощью мы обратились к прибору под названием айтрекер, который позволяет фиксировать движение глаз с точностью до миллисекунды. Эксперимент показал, что разные значения слова лучше всего подавать абзацным отступом. Жирное выделение цифр мешает читателю сосредоточиться на смысле и может приводить к неверным результатам. Кроме того, оказалось, что словесные пометы вроде син., ант. и этим. помогают быстрее ориентироваться в словаре, а условные значки наподобие ромбиков и кружочков непонятны пользователям и только загромождают текст. На сегодняшний день мы сделали первые шаги в области айтрекингового исследования словаря, но это направление кажется мне весьма перспективным.

Александра Ольховская, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией филологических исследований ГИРЯ им. А. С. Пушкина

Еще на эту тему

«Посмотреть в Ушакове», или Как человек становится словарем

Лекция доктора филологических наук Евгении Наумовны Басовской

Какой толк от толковых словарей?

Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина

все публикации

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

ИИ отбирает у человека языковое пространство?

О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год

Знакомый почерк: что мы теряем вместе с ручным письмом?

Могут пострадать память, когнитивные способности и эмоциональная связь с прошлым

Экономика языка, или Как одни слова обесценивают другие

Лингвист Валерий Шульгинов объясняет, почему крольчонок стал кроликом и что случилось со словом nice

Как устроено ударение в разных языках

Оно может быть силовым, музыкальным или даже вовсе отсутствовать

«Нелицеприятная оценка»: странные формы и употребления на пути из ошибок в норму

Лингвист Ирина Фуфаева с интересом наблюдает за говорящими, уверенными в своей непогрешимости

Заец, Журавель и Казаченок: как склонять такие фамилии

Можно обратиться к словарю фамилий или прислушаться к мнению носителя

Светлана Гурьянова: «Главное — не запутаться в том, какое правило нужно применить!»

Подробный разговор о сложных заданиях на ЕГЭ, материалах для подготовки и настрое перед экзаменом

Денис Фонвизин: живая речь в комедиях и системность в словаре

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Что такое темематический язык и почему он так называется

На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи

Склонение грузинских фамилий в русском языке

От Берии до Данелии и от Коставы до Окуджавы

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!