«Тся» или «тца»? Выучат ли русский язык дети мигрантов
Государственной программы адаптации детей мигрантов в России нет, но это не означает, что проблемы не существует. Ежегодно в школы Калининградской области поступают сотни детей, которые не владеют русским языком даже на элементарном бытовом уровне, не говоря уже о том, чтобы осваивать на нем науки, пишут «Аргументы и факты».
О проблеме и возможных способах ее решения рассказывает исполнительный директор общественной организации «Армянская региональная национально-культурная автономия области» Карен Суджян: «Во время урока учитель не может уделять больше внимания ребенку, плохо говорящему по-русски. Детей либо переводят в класс „ниже“, где они чувствуют себя некомфортно, либо через родителей отправляют к репетиторам. Зачем? Ведь репетиторами можем стать мы. В 2019 году мы выиграли грант правительства области на преподавание русского языка для детей мигрантов с 1-го по 5-й класс. Подобрали школу № 50, для которой эта проблема была наиболее актуальна. Заключили договор с педагогами. По субботам они организовали для учащихся внеклассные занятия. Мамы и папы довольны: дети вникают. В этом году мы еще раз заявились на грант и расширили проект: к 50-й школе присоединились № 31 и 38. До середины ноября в каждой из них проведут по десять занятий. Педагоги прошли специальные курсы. В проекте задействованы не только армяне, но и ученики других национальностей. Нет разницы, откуда дети приехали. Без владения языком нельзя чувствовать себя „своим“. Отсюда конфликты, криминал. Жаль, возможности гранта ограничены. В следующем году хотим сформировать сводные языковые группы из разных школ. Возможно, к эксперименту присоединится один из детских садов».