Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»
В издательстве «Дискурс» вышла монография двух докторов филологических наук Максима Кронгауза и Марии Ковшовой «Смех не без причины», посвященная разным жанрам сетевой поэзии, таким как, например, пирожки, порошки и депрессяшки, и языковым механизмам, которые заставляют читателя смеяться.
В центре внимания авторов текста — комическое как таковое и способы его выражения в новых формах творчества, которые связаны с развитием технологий. Для стихов в интернете характерно сочетание классических литературных приемов с игровыми, пародийными и абсурдными элементами. Пирожки и порошки как наиболее распространенные типы стишков составили примерно 72% всех изученных произведений. В работе указаны общие формальные черты интернет-стишков: отсутствие прописных букв и знаков препинания, указание сетевого ника автора под текстом.
В книгу включены многочисленные примеры. Вот как выглядит пирожок:
ужели мама ты не видишь
какая в окнах чернота
прошу тебя не надо в садик
сквозь этот космос ледяной
А вот пример порошка:
треть колобка и чиполлино
три поросенка юных лет
всё посолить смешать нажарить
котлет
Большое внимание уделено специфике языковой игры. Многие интернет-стишки отличает конфликтность, а частый инструмент создания комизма — каламбур. Например, авторы отмечают, что в стишке Слыла Оксана графоманкой / любила графов соблазнять шутка соединяет в одном контексте слова, которые не находятся в отношении производности, «обыгрывается парономазия или внешнее сходство разных по этимологии и значению слов» — графоманка и графы.
Авторы рассказывают об истории появления основных жанров сетевой поэзии и предлагают обзор исследований этого феномена. Они также обращают внимание на то, что сетевой поэзии «свойственны все типические черты интернет-текста, что позволяет отнести их к прототипической интернет-литературе, называемой также сетературой».
Книга написана в научно-популярном стиле и будет полезна как специалистам в области лингвистики и литературоведения, так и широкой аудитории, интересующейся разными проявлениями интернет-культуры. Лингвистический анализ позволит не только получать удовольствие от смешных стишков, но и понимать, как они устроены, какие средства позволяют создать комический эффект.
В силу лексических особенностей интернет-поэзии эта монография не предназначена для детей.
Кронгауз М. А., Ковшова М. Л. Смех не без причины. Язык и механизмы комического в новых жанрах интернет-поэзии. М. : Дискурс, 2024. (18+)
Еще на
эту тему
Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке
Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной
Язык, общество и власть
Лекция доктора филологических наук Максима Анисимовича Кронгауза
Как поэтическая речь влияет на формирование родного языка
На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если нет каждодневной русскоязычной среды