Законопроект о защите русского языка Госдума рассмотрит 11 февраля
Законопроект о защите русского языка и об ограничении использования иностранных слов группа депутатов внесла еще в 2023 году, и сейчас он практически готов к первому чтению. О ходе работы над ним со слов депутатов и чиновников рассказывает «Парламентская газета».
Авторы инициативы не намерены ограничивать повседневную речь граждан, заверил первый зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
Новые нормы коснутся прежде всего сферы публичного информирования: различных видов рекламы, вывесок и табличек, речи дикторов.
Привычные многим надписи Sale и Open на дверях и в витринах магазинов не планируют запрещать, но их нужно будет сопровождать русским переводом такого же размера, написанным тем же шрифтом того же цвета. Заимствованные слова в названиях, если у них нет русскоязычного аналога (барбершоп, секонд-хенд, каршеринг, таунхаус), можно будет писать одновременно латиницей и кириллицей, а также на языках республик (по решению властей региона). А вот к наименованиям жилых комплексов требования строже: только буквы русского алфавита.
Справочная литература, к которой смогут обращаться организации, чтобы соблюсти закон, уже на подходе.
В ближайшие месяцы Минобрнауки представит четыре новых официальных словаря русского языка, в том числе словарь иностранных слов.
А в августе — сентябре 2025 года заработает государственная информационная система «Национальный словарный фонд», где будут представлены в том числе нормативные словари.
Ответственность за нарушение языковых норм пока не конкретизирована; известно, что наказания будут предусмотрены в законах о рекламе, о СМИ, о защите прав потребителей, которые пополнятся «языковыми» поправками.
Комитет Госдумы по культуре после консультаций с другими заинтересованными комитетами рассмотрит законопроект 7 февраля, а на пленарное заседание его планируют вынести 11 февраля. Принять закон планируется до конца весенней сессии.
Свои замечания уже внесла Администрация Президента. В частности, ведомство предложило отсрочить вступление в силу новых норм на год — до весны или осени 2026 года. Это позволит бизнесу и другим структурам подготовиться, а властям — издать необходимые подзаконные акты.
Еще на
эту тему
Юрист оценила последствия борьбы с иностранными заимствованиями
В результате запретов может пострадать бизнес, особенно торговля и реклама
В Госдуму внесен законопроект об ограничении публичного использования иностранных слов
Изменения затронут рекламу, средства массовой информации и архитектурные объекты
«Говорим по-русски!»: споры вокруг заимствований
Новый выпуск программы