Подсказки для поиска

В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной политике в сфере русского языка

14 ноября в Совете Федерации прошли слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В них принимали участие представители государственных структур, педагоги, руководители образовательных организаций. Основными докладчиками выступили министр просвещения Сергей Кравцов и ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Были затронуты в том числе следующие группы проблем:

  • управление языковой политикой;
  • применение закона о государственном языке, учет опыта других стран в деле защиты государственного языка, создание нормативных словарей;
  • нехватка педагогов, разработка единого учебника русского языка, количество часов, отведенных на русский язык в образовательных программах, особенности обучения мигрантов;
  • продвижение русского языка за рубежом, поддержка русских школ в странах СНГ и Русских домов в разных странах, обеспечение образовательных организаций за рубежом учебными пособиями по русскому языку.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала упорядочить управление языковой политикой, так как сейчас ею занимается сразу несколько ведомств. Из-за разобщенности не всегда рационально используются выделенные средства, и каждое ведомство работает по своему плану, из-за чего увидеть единую картину проблематично, подчеркнула сенатор. Также Матвиенко отметила нехватку педагогов по русскому языку и литературе и заявила о необходимости усилить подготовку кадров, в том числе и для русских школ за рубежом. По мнению сенатора, нужна комплексная поддержка русского языка в мире, в эту работу могли бы полнее включиться русские школы при посольствах (последние, по мнению Матвиенко, могли бы принимать и местных детей) и Русские дома.

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил важность единых стандартов преподавания русского языка и литературы. По его словам, единый учебник русского языка уже готовится, эту работу планируется завершить к 2025 году. Он коснулся и темы обучения детей с миграционной историей, предожив выделить для таких детей дополнительные часы на изучение русского языка, а также напомнил, что министерство подготовило и выложило в открытый доступ материалы специально для таких детей.

Кравцов также напомнил, что Санкт-Петербургский университет при поддержке Министерства просвещения РФ открыл прием на онлайн-обучение по российской школьной программе для русскоязычных школьников со всего мира.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев в своем выступлении затронул закон о государственном языке. По его мнению, слабая сторона закона в том, что он не делает различия в сферах применения языковых стандартов: сейчас они едины и для нормативных документов, и для коммерческих текстов. При этом у каждой сферы есть своя специфика, которая пока не учитывается законодателями.

Победитель конкурса «Учитель России — 2023» Олег Янковский поддержал идею расширить роль школ при посольствах России. Он предложил организовывать на базе этих школ (а также приграничных школ) Дни славянской письменности, тематические выставки, открытые уроки и другие мероприятия. При этом он отметил, что такая деятельность потребует больше кадров и оснащенных для этого помещений.

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Ельцина Денис Фомин-Нилов рассказал об открытии в октябре 2023 года педагогического факультета на базе КРСУ. Он займется подготовкой учителей именно для кыргызских школ. Фомин-Нилов добавил, что надеется на помощь Министерства просвещения и других государственных структур, а также корпораций в развитии нового факультета.

Ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская призвала создать единый центр принятия решений, который бы курировал вопросы подготовки учебников для дружественных стран (в пример она привела Вьетнам, где русский язык недавно вошел в число языков, изучаемых в школах). По ее мнению, такая структура позволит более быстро и гибко решать вопросы, связанные с распространением русского языка и ресурсов, необходимых для его изучения.

Глава управления образования администрации города Тверь Наталья Жуковская посвятила свое выступление теме детей-мигрантов. По ее словам, в школах Твери их около 2%, и число с каждым годом растет. При этом многие из них плохо знают русский язык, и это сказывается на успеваемости. А педагоги недостаточно квалифицированы для обучения таких детей. Она призвала создать учебно-методический комплекс «Русский как иностранный», который был бы включен в единый перечень учебников (в этом случае его могли бы закупать школы).

Также из зала поступило предложение уделять большее внимание местой литературе в школах регионов — например, выделить один час в базисном учебном плане под культуру речи с региональным компонентом.

Итоги парламентских слушаний станут основой для рекомендаций государственным органам.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

В Госдуму внесен законопроект об ограничении публичного использования иностранных слов

Изменения затронут рекламу, средства массовой информации и архитектурные объекты

Главы стран СНГ подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку

С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

«Тся» или «тца»? Выучат ли русский язык дети мигрантов

Подняли эту серьезную тему представители армянской диаспоры  

все публикации

Елочки или лапки? Как правильно использовать кавычки

Они нужны для оформления прямой речи, цитат, названий, а также слов, использованных иронически

Мария Каленчук: «Да, мы ориентируемся на живую речь!»

В издательстве «Грамота» вышел Большой словарь ударений

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

«Язык опирается на врожденную систему знаний», — объясняет лингвист Наталия Слюсарь

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?

Лингвист Валерий Шульгинов напоминает, что до появления чат-ботов люди охотно общались со стихиями, куклами и техникой

Нейтральный язык эсперанто: благородная попытка объединить человечество

Был ли шанс у этого проекта, на который доктор Заменгоф потратил многие годы?

Что было написано на яблоке раздора? Тест на знание истории крылатых слов

Часто мы используем устойчивые выражения, точный смысл которых от нас ускользает

Как пишутся сложные топонимы: правила и исключения

Ново-Огарево отличается от Новосибирска, как Соль-Илецк от Сольвычегодска

Попадает в самое сердечко... Почему теперь так говорят?

Лингвист Ирина Фуфаева ищет причины экспансии этого диминутива в современной речи

Лингвист Борис Орехов: «Корпус русской классики дает доступ в языковую лабораторию авторов»

В Национальном корпусе русского языка теперь можно изучать и сравнивать языки писателей XIX века

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

Что значит это региональное слово?

Не только «поребрик» и «мультифора» выдают малую родину говорящего

Высок как гора, застенчив как барышня: что фразеология сообщает о культурно-языковой картине мире

Лингвокультуролог Мария Ковшова о разных способах символизации реальности

Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология

Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!