Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной политике в сфере русского языка

14 ноября в Совете Федерации прошли слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В них принимали участие представители государственных структур, педагоги, руководители образовательных организаций. Основными докладчиками выступили министр просвещения Сергей Кравцов и ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Были затронуты в том числе следующие группы проблем:

  • управление языковой политикой;
  • применение закона о государственном языке, учет опыта других стран в деле защиты государственного языка, создание нормативных словарей;
  • нехватка педагогов, разработка единого учебника русского языка, количество часов, отведенных на русский язык в образовательных программах, особенности обучения мигрантов;
  • продвижение русского языка за рубежом, поддержка русских школ в странах СНГ и Русских домов в разных странах, обеспечение образовательных организаций за рубежом учебными пособиями по русскому языку.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала упорядочить управление языковой политикой, так как сейчас ею занимается сразу несколько ведомств. Из-за разобщенности не всегда рационально используются выделенные средства, и каждое ведомство работает по своему плану, из-за чего увидеть единую картину проблематично, подчеркнула сенатор. Также Матвиенко отметила нехватку педагогов по русскому языку и литературе и заявила о необходимости усилить подготовку кадров, в том числе и для русских школ за рубежом. По мнению сенатора, нужна комплексная поддержка русского языка в мире, в эту работу могли бы полнее включиться русские школы при посольствах (последние, по мнению Матвиенко, могли бы принимать и местных детей) и Русские дома.

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил важность единых стандартов преподавания русского языка и литературы. По его словам, единый учебник русского языка уже готовится, эту работу планируется завершить к 2025 году. Он коснулся и темы обучения детей с миграционной историей, предожив выделить для таких детей дополнительные часы на изучение русского языка, а также напомнил, что министерство подготовило и выложило в открытый доступ материалы специально для таких детей.

Кравцов также напомнил, что Санкт-Петербургский университет при поддержке Министерства просвещения РФ открыл прием на онлайн-обучение по российской школьной программе для русскоязычных школьников со всего мира.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев в своем выступлении затронул закон о государственном языке. По его мнению, слабая сторона закона в том, что он не делает различия в сферах применения языковых стандартов: сейчас они едины и для нормативных документов, и для коммерческих текстов. При этом у каждой сферы есть своя специфика, которая пока не учитывается законодателями.

Победитель конкурса «Учитель России — 2023» Олег Янковский поддержал идею расширить роль школ при посольствах России. Он предложил организовывать на базе этих школ (а также приграничных школ) Дни славянской письменности, тематические выставки, открытые уроки и другие мероприятия. При этом он отметил, что такая деятельность потребует больше кадров и оснащенных для этого помещений.

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Ельцина Денис Фомин-Нилов рассказал об открытии в октябре 2023 года педагогического факультета на базе КРСУ. Он займется подготовкой учителей именно для кыргызских школ. Фомин-Нилов добавил, что надеется на помощь Министерства просвещения и других государственных структур, а также корпораций в развитии нового факультета.

Ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская призвала создать единый центр принятия решений, который бы курировал вопросы подготовки учебников для дружественных стран (в пример она привела Вьетнам, где русский язык недавно вошел в число языков, изучаемых в школах). По ее мнению, такая структура позволит более быстро и гибко решать вопросы, связанные с распространением русского языка и ресурсов, необходимых для его изучения.

Глава управления образования администрации города Тверь Наталья Жуковская посвятила свое выступление теме детей-мигрантов. По ее словам, в школах Твери их около 2%, и число с каждым годом растет. При этом многие из них плохо знают русский язык, и это сказывается на успеваемости. А педагоги недостаточно квалифицированы для обучения таких детей. Она призвала создать учебно-методический комплекс «Русский как иностранный», который был бы включен в единый перечень учебников (в этом случае его могли бы закупать школы).

Также из зала поступило предложение уделять большее внимание местой литературе в школах регионов — например, выделить один час в базисном учебном плане под культуру речи с региональным компонентом.

Итоги парламентских слушаний станут основой для рекомендаций государственным органам.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

В Госдуму внесен законопроект об ограничении публичного использования иностранных слов

Изменения затронут рекламу, средства массовой информации и архитектурные объекты

Главы стран СНГ подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку

С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

«Тся» или «тца»? Выучат ли русский язык дети мигрантов

Подняли эту серьезную тему представители армянской диаспоры  

все публикации

Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!