Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной политике в сфере русского языка

14 ноября в Совете Федерации прошли слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В них принимали участие представители государственных структур, педагоги, руководители образовательных организаций. Основными докладчиками выступили министр просвещения Сергей Кравцов и ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Были затронуты в том числе следующие группы проблем:

  • управление языковой политикой;
  • применение закона о государственном языке, учет опыта других стран в деле защиты государственного языка, создание нормативных словарей;
  • нехватка педагогов, разработка единого учебника русского языка, количество часов, отведенных на русский язык в образовательных программах, особенности обучения мигрантов;
  • продвижение русского языка за рубежом, поддержка русских школ в странах СНГ и Русских домов в разных странах, обеспечение образовательных организаций за рубежом учебными пособиями по русскому языку.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала упорядочить управление языковой политикой, так как сейчас ею занимается сразу несколько ведомств. Из-за разобщенности не всегда рационально используются выделенные средства, и каждое ведомство работает по своему плану, из-за чего увидеть единую картину проблематично, подчеркнула сенатор. Также Матвиенко отметила нехватку педагогов по русскому языку и литературе и заявила о необходимости усилить подготовку кадров, в том числе и для русских школ за рубежом. По мнению сенатора, нужна комплексная поддержка русского языка в мире, в эту работу могли бы полнее включиться русские школы при посольствах (последние, по мнению Матвиенко, могли бы принимать и местных детей) и Русские дома.

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил важность единых стандартов преподавания русского языка и литературы. По его словам, единый учебник русского языка уже готовится, эту работу планируется завершить к 2025 году. Он коснулся и темы обучения детей с миграционной историей, предожив выделить для таких детей дополнительные часы на изучение русского языка, а также напомнил, что министерство подготовило и выложило в открытый доступ материалы специально для таких детей.

Кравцов также напомнил, что Санкт-Петербургский университет при поддержке Министерства просвещения РФ открыл прием на онлайн-обучение по российской школьной программе для русскоязычных школьников со всего мира.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев в своем выступлении затронул закон о государственном языке. По его мнению, слабая сторона закона в том, что он не делает различия в сферах применения языковых стандартов: сейчас они едины и для нормативных документов, и для коммерческих текстов. При этом у каждой сферы есть своя специфика, которая пока не учитывается законодателями.

Победитель конкурса «Учитель России — 2023» Олег Янковский поддержал идею расширить роль школ при посольствах России. Он предложил организовывать на базе этих школ (а также приграничных школ) Дни славянской письменности, тематические выставки, открытые уроки и другие мероприятия. При этом он отметил, что такая деятельность потребует больше кадров и оснащенных для этого помещений.

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Ельцина Денис Фомин-Нилов рассказал об открытии в октябре 2023 года педагогического факультета на базе КРСУ. Он займется подготовкой учителей именно для кыргызских школ. Фомин-Нилов добавил, что надеется на помощь Министерства просвещения и других государственных структур, а также корпораций в развитии нового факультета.

Ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская призвала создать единый центр принятия решений, который бы курировал вопросы подготовки учебников для дружественных стран (в пример она привела Вьетнам, где русский язык недавно вошел в число языков, изучаемых в школах). По ее мнению, такая структура позволит более быстро и гибко решать вопросы, связанные с распространением русского языка и ресурсов, необходимых для его изучения.

Глава управления образования администрации города Тверь Наталья Жуковская посвятила свое выступление теме детей-мигрантов. По ее словам, в школах Твери их около 2%, и число с каждым годом растет. При этом многие из них плохо знают русский язык, и это сказывается на успеваемости. А педагоги недостаточно квалифицированы для обучения таких детей. Она призвала создать учебно-методический комплекс «Русский как иностранный», который был бы включен в единый перечень учебников (в этом случае его могли бы закупать школы).

Также из зала поступило предложение уделять большее внимание местой литературе в школах регионов — например, выделить один час в базисном учебном плане под культуру речи с региональным компонентом.

Итоги парламентских слушаний станут основой для рекомендаций государственным органам.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

В Госдуму внесен законопроект об ограничении публичного использования иностранных слов

Изменения затронут рекламу, средства массовой информации и архитектурные объекты

Главы стран СНГ подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку

С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

«Тся» или «тца»? Выучат ли русский язык дети мигрантов

Подняли эту серьезную тему представители армянской диаспоры  

все публикации

Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба




Tone of voice: правила обращения с читателями

Автор не всегда отдает себе отчет в том, как звучит его голос


Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно, никогда до добра не доводит»

Монолог о ключевых точках научной биографии и о главных словарных проектах опубликован в издании «Арзамас»


Стыдно ли говорить на диалекте?

В программе «Наблюдатель» судьбу диалектов обсудили Валерий Ефремов, Игорь Исаев, Нелли Красовская и Александра Ольховская




Диминутивы помогают ребенку усваивать язык

Мария Дмитриевна Воейкова о вспомогательных механизмах в «языке нянь»


Слова Шрёдингера и как с ними справляться

По-настоящему сложные слова, с которыми мучаются даже самые грамотные


Латинский язык — самый живой из мертвых языков

Он продолжает жить после смерти благодаря знаниям профессионалов и энтузиазму любителей


Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН

Издание приурочено к трехсотлетию Российской академии наук и столетию Института


Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста

По некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучше