Прямой порядок слов в предложении удобен для мозга
Специалистов из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета заинтересовало, что происходит в мозге, когда мы выстраиваем из слов предложение. Для этого они провели эксперимент с десятью пациентами с эпилепсией, которым временно установили электроды прямо в кору мозга (метод называется ECoG — он позволяет очень точно считывать активность мозга в определенных местах).
Их обучили произносить определенные слова, а затем собирать из них предложения. Сначала пациентов просили называть имена персонажей по одному (например, «Дракула» или «Франкенштейн»), а потом составлять английские предложения в активном (Дракула побил Франкенштейна) и пассивном (Франкенштейн был побит Дракулой) залогах. Компьютерные модели при этом распознавали сигналы из участков мозга, соответствовавших имени каждого персонажа, когда его называли отдельно.
Затем эти модели проанализировали активность мозга во время произнесения предложений. Особенно исследователей интересовало, как мозг учитывает синтаксис. Оказалось, что в сенсомоторной коре (отвечающей за артикуляцию) участки активируются линейно: в том порядке, как звучат слова — и в активных, и в пассивных конструкциях. А вот активность в префронтальной коре (отвечающей за планирование речи) различалась.
При составлении фраз в активном залоге участки, связанные с субъектом (он производит действие) и с объектом (на него направлено действие), активируются последовательно, синхронно с речью. А вот при составлении фраз в пассивном залоге сохраняется активность, связанная с обоими словами (даже когда произносится только одно). Это значит, что такие предложения требуют более значительных «трудозатрат» мозга.
Авторы предположили, что особенности обработки мозгом таких конструкций могли повлиять на порядок слов в языке. В большинстве языков мира в базовом порядке слов субъект идет раньше объекта. Это наиболее «разумный» вариант для мозга, который стремится экономить ресурсы.
Еще на
эту тему
Чувствительность мозга к орфографическим ошибкам формируется в подростковом возрасте
Об этом говорят результаты исследования реакций на ошибки у детей и взрослых
Исследователи выяснили, как мозг воспринимает частицу «не» с прилагательным
Чувствуем ли мы тонкие различия между «не очень хороший» и «плохой»?
Исследование: какие фразы сильнее возбуждают речевые зоны мозга
Реакция зависит от степени грамматической сложности и необычности стимула