Вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь» для начальной школы

Друзья!
В день рождения «Грамоты.ру» (14 ноября порталу исполнилось 22 года) делимся с вами радостной новостью: вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь (1–4 классы)». Его авторами стали старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заместитель главного редактора портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук Е. В. Арутюнова и научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук В. М. Пахомов. Оба автора — члены Орфографической комиссии РАН.
Это издание, с одной стороны, продолжает традиции классических школьных орфографических словарей, в первую очередь «Орфографического словаря» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, ставшего настольной книгой для нескольких поколений школьников. С другой стороны, это современный орфографический словарь: читатели найдут здесь не только слова, прочно укорененные в нашей культуре, составляющие неизменный лексический фонд носителей языка разных поколений, но и слова, которые не так давно пришли в русский литературный язык и могут использоваться школьниками (например, айфон и сегвей). Словарь поможет детям проверить написание слов, которые входят в их активный запас и могут быть использованы ими в письменной речи; слов, которые встречаются в упражнениях в учебниках для начальной школы. В издание включены и «слова на вырост», то есть те слова, которые входят в зону ближайшего лексического развития ребенка.
Словарь вводит читателей в мир академической лексикографии: его рекомендации соответствуют фундаментальному «Русскому орфографическому словарю» под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой (5-е изд. М., 2018), подготовленному специалистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Главная особенность словаря, отличающая его от других подобных изданий для начальной школы, состоит в том, что книга рассказывает не только о том, как пишутся слова, но и о том, почему они пишутся именно так. Написание слов объясняется в словаре с опорой на орфографические правила, изучаемые в 1–4-х классах. Эти правила также приведены в книге, к ним даны упражнения. Они помогут детям повторить все орфографические темы начальной школы, покажут русскую орфографию как единую систему взаимосвязанных законов.
Словарь создавался в течение нескольких лет, огромную помощь и поддержку авторам оказали редакторы книги: кандидат филологических наук О. Г. Згировская и А. П. Пламеневская. Рецензенты издания — главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН доктор филологических наук, профессор М. Л. Каленчук и кандидат педагогических наук Е. В. Пересветова.
Словарь адресован учащимся начальной школы и взрослым читателям — родителям, бабушкам и дедушкам, — а также учителям русского языка. С его помощью можно не только научиться грамотно писать, но и увидеть красоту, стройность и внутреннюю логику важнейших законов русского письма.
Еще на
эту тему
На орфографическом ресурсе «Академос» появился раздел «Комментарии»
В нем будут публиковаться заметки об орфографии и ответы на частые вопросы
Исследование: языковая способность появилась у человека 135 тысяч лет назад или раньше
На это указывает анализ генетических данных о ранних популяциях Homo sapiens
5–6 апреля пройдет онлайн-школа «Как реализовать свои языковые права»
В фокусе внимания — теория языкового права и случаи ее применения на примере языковых сообществ России
Итальянская газета запустила свою версию, целиком созданную искусственным интеллектом
Так журналисты хотят исследовать перспективы практического использования ИИ в своей работе
29 марта в Москве Светлана Бурлак прочтет лекцию о языке как инструменте изучения дописьменных времен
Лекция пройдет на ВДНХ, необходима пердварительная регистрация