Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь» для начальной школы

Объяснительный орфографический словарь. 1–4 классы
 

Друзья!

В день рождения «Грамоты.ру» (14 ноября порталу исполнилось 22 года) делимся с вами радостной новостью: вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь (1–4 классы)». Его авторами стали старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заместитель главного редактора портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук Е. В. Арутюнова и научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук В. М. Пахомов. Оба автора — члены Орфографической комиссии РАН.

Это издание, с одной стороны, продолжает традиции классических школьных орфографических словарей, в первую очередь «Орфографического словаря» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, ставшего настольной книгой для нескольких поколений школьников. С другой стороны, это современный орфографический словарь: читатели найдут здесь не только слова, прочно укорененные в нашей культуре, составляющие неизменный лексический фонд носителей языка разных поколений, но и слова, которые не так давно пришли в русский литературный язык и могут использоваться школьниками (например, айфон и сегвей). Словарь поможет детям проверить написание слов, которые входят в их активный запас и могут быть использованы ими в письменной речи; слов, которые встречаются в упражнениях в учебниках для начальной школы.  В издание включены и «слова на вырост», то есть те слова, которые входят в зону ближайшего лексического развития ребенка.

Словарь вводит читателей в мир академической лексикографии: его рекомендации соответствуют фундаментальному «Русскому орфографическому словарю» под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой (5-е изд. М., 2018), подготовленному специалистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Главная особенность словаря, отличающая его от других подобных изданий для начальной школы, состоит в том, что книга рассказывает не только о том, как пишутся слова, но и о том, почему они пишутся именно так. Написание слов объясняется в словаре с опорой на орфографические правила, изучаемые в 1–4-х классах. Эти правила также приведены в книге, к ним даны упражнения. Они помогут детям повторить все орфографические темы начальной школы, покажут русскую орфографию как единую систему взаимосвязанных законов.

Словарь создавался в течение нескольких лет, огромную помощь и поддержку авторам оказали редакторы книги: кандидат филологических наук О. Г. Згировская и А. П. Пламеневская. Рецензенты издания — главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН доктор филологических наук, профессор М. Л. Каленчук и кандидат педагогических наук Е. В. Пересветова.

Словарь адресован учащимся начальной школы и взрослым читателям — родителям, бабушкам и дедушкам, — а также учителям русского языка. С его помощью можно не только научиться грамотно писать, но и увидеть красоту, стройность и внутреннюю логику важнейших законов русского письма.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Академик РАО Мария Каленчук отмечает сегодня юбилей

Желаем нашему эксперту успехов в трудах на благо русского языка

В России появится 27 новых учебников по родным языкам

В их числе — саамский, энецкий, чукотский, бурятский, ногайский и черкесский

Исследование: ИИ-помощники не справляются с пересказом новостей

Они выдумывают факты, искажают содержание источников и выдают мнения за истину

В песнях китов нашли сходство со структурами человеческой речи

Ранее не было известно о таких звуковых закономерностях в коммуникации животных

все публикации

Лингвист Борис Иомдин рассказал в подкасте «Покажи язык» про язык как средство разобщения

Коммуникативные неудачи могут возникать из-за различий в возрасте и опыте

Михаил Острогорский требует от технических текстов понятности, однозначности и четкой структуры

Технический писатель — о коммуникативной задаче и языковых особенностях хорошей документации

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Автор показывает на примерах, как синтаксис связан с интонацией и со значением слов

Галифе, макинтош и лошадь Пржевальского: какие бывают эпонимы

Мария Елифёрова рассказывает об именах, которые прошли путь из собственных в нарицательные

Как сохранить нивхский и другие малые языки? Интервью лингвиста Павла Гращенкова

Языки ценны не только как культурное наследие, но и как источник данных для науки

Тест: что значило это слово во времена Екатерины II?

Проверьте, насколько хорошо вы понимаете русский язык XVIII века

Как появилось табу на имена животных, растений, духов и колдунов

Вышло переиздание классического труда этнографа Дмитрия Зеленина

«Ужастно симпотичный»: что такое гиперкоррекция и к каким ошибкам она приводит

За каждой ошибкой от старательности лежит правило, которое применили не к месту

Как учат иноязычных детей в разных странах мира

Каждый ребенок имеет право на образование — даже если он пока не знает языка, на котором говорят в школе

День борьбы с ненормативной лексикой: можно ли обойтись без мата?

Обсценная лексика есть во всех языках, но в русском она сильнее табуирована

Тест: выберите правильный пароним!

Похожие слова часто становятся источником путаницы и ошибок

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!