Обсуждение событий прошедшего дня с детьми способствует развитию речи
Известно, что обсуждение с детьми книг с картинками без слов очень полезно для развития речи. Однако не всем детям нравится это занятие, а некоторым родителям оно может показаться скучным или вызывать стресс. Новое исследование, проведенное Флоридским Атлантическим университетом в сотрудничестве с Орхусским университетом в Дании, выявило альтернативный (и в чем-то более эффективный) способ развития речи ребенка. Это беседы о прошедших событиях.
Исследователи записали разговоры между датскими родителями и их детьми 3–5 лет, когда они занимались тремя видами деятельности: обсуждением книжки с картинками (без слов), разговором о прошедших событиях и совместной игрой в LEGO.
На основе расшифровок записанных разговоров исследователи измерили свойства родительской речи, которые, как было установлено, связаны с языковым развитием детей. Они также измерили, как много говорили дети и насколько сложной была их речь.
Результаты исследования, опубликованные в Journal of Applied Developmental Psychology, показали, что во время разговоров о событиях из жизни речь родителей так же насыщенна, как и при совместном чтении книг. Совместное чтение книг и беседы о прошлом оказались эффективнее игры с конструктором по трем показателям качества речи: реже использовалась директивная речь (требования, односторонние указания), чаще звучали вопросы вроде «что/кто/где», побуждающие ребенка вспоминать и формулировать мысль, а также вопросы типа «почему/как», развивающие мышление.
И воспоминания, и совместный рассказ по книге увеличили лексическое богатство родительской речи по сравнению с игрой в конструктор. При этом в случае совместных воспоминаний родительская речь была более сложной в грамматическом отношении и чаще поощряла ребенка говорить расширенными предложениями, чем во время изучения книги или игры.
Авторы подчеркивают, что живое обсуждение событий естественно и универсально для человеческих сообществ. За счет этого оно крайне эффективно для тренировки детской речи. Особенно полезно, если в процессе взрослый поддерживает и поощряет ребенка.
Еще на
эту тему
Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык
Об этом говорят результаты нового масштабного исследования
Детские книги, которые пробуждают любопытство к языку
Слова нужны не только для общения, они могут удивлять и радовать сами по себе
Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас
Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними