Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Госдума запретила принимать в школы детей мигрантов без сдачи теста по русскому языку

Государственная дума приняла закон, запрещающий прием в школы детей мигрантов без проверки знания русского языка. Первое чтение прошло 10 декабря, после внесения поправок закон был одобрен во втором и третьем чтениях 11 декабря. За принятие закона проголосовали 409 депутатов, один — против, воздержавшихся не оказалось.

Законопроект, внесенный группой депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, его заместителем Ириной Яровой и лидерами всех фракций, дополняет статью 78 закона «Об образовании» новыми положениями.

Теперь детям иностранных граждан и лиц без гражданства нужно будет доказать, что они владеют русским языком на уровне, «необходимом для успешного освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». Если дети не смогут пройти обязательное тестирование, их не примут в школу.

Порядок проведения тестирования будет определяться Министерством просвещения, а за методическое обеспечение, разработку диагностических материалов и критериев оценки будет отвечать Рособрнадзор. Тестирование, по мнению авторов инициативы, улучшит интеграцию детей мигрантов в российское образовательное пространство. Ранее Вячеслав Володин заявлял, что по результатам выборочной проверки среди детей мигрантов 41% не владеет или плохо владеет русским языком.

«Принятый закон носит крайне неоднозначный характер, — отмечает руководитель Грамоты, заместитель председателя президентского Совета по поддержке русского языка и языков народов России Константин Деревянко. — Воспользовавшись кризисом в вопросах миграционной политики, законодатели решили отыграться на детях. В конечном счете это не решит сложившуюся проблему, а только усугубит ее, усилит риск межнациональной розни и конфликтов».

По словам Константина Деревянко, закон не дает ответа на вопрос, как будет осуществляться культурная и языковая адаптация детей, которые не смогут пойти в российскую школу. «Международный опыт показывает, что вне языковой среды такая адаптация крайне неэффективна, — заключает он. — Нужны другие механизмы, которые позволили бы, не нарушая ход образовательного процесса, плавно обучать детей и интегрировать их в культурную и образовательную среду страны. Важно также определить соотношение русскоговорящих детей и детей, недостаточно владеющих русским языком, в отдельно взятом учебном классе. Тут нужен баланс: детей, которым пока трудно учиться на русском, в классе не должно быть больше 15–20%».

В отсутствие механизмов языковой подготовки дети-инофоны никогда не станут частью российского общества, но запомнят, что они были отвергнуты, предостерегает руководитель Грамоты.

«Мы забываем, что в стране много детей, которые слабо владеют русским языком и при этом уже получили российское гражданство или были гражданами с рождения, но закон касается только иностранцев, — заключает он. — Такие инициативы требуют более тщательной проработки и должны учитывать весь спектр последствий, к которым они приводят».

Руководитель образовательного направления Грамоты, автор программы обучения русскому языку детей-инофонов «Учусь на русском» Мария Лебедева разделяет эти опасения: «Законодатели заявляют, что закон снизит нагрузку на школы и учителей, которым трудно работать с детьми, слабо владеющими русским языком, но эти заявления нельзя назвать иначе как популистскими.

Исследования показывают, что в полиэтнических классах только 10% учащихся детей с языковыми трудностями — дети иностранных граждан.

Остальные 90% ребят, которые останутся в школе и требуют языковой поддержки, уже имеют российское гражданство или вид на жительство. Так что нагрузка на школы и учителей не снизится, а задача удовлетворения особых потребностей в овладении языком останется». 

Мария Лебедева обращает внимание на противоречие, заложенное в законе: «Мы много говорим о русском языке как о мягкой силе, которая помогает продвижению нашей культуры и ценностей во всем мире. Россия вкладывается в продвижение русского языка за рубежом, в том числе в странах, с которыми у нас не было исторических связей. Между тем в Россию приезжает множество трудовых мигрантов из стран-соседей, с которыми уже сложились прочные отношения, в том числе экономические. Казалось бы, логично тем детям, которые уже приехали в Россию, прививать любовь к русскому языку, приобщать их к русской культуре, показывать им на деле высокое качество российского образования. Это самый естественный и не требующий больших затрат путь, который позволил бы увеличивать число владеющих русским языком во всем мире.

Принимая и обучая таких детей, со временем мы получим взрослых, которые знают и любят русский язык, готовы работать на благо экономики России.

Вместо этого мы закрываем таким детям доступ в школу, формируем у них негативное отношение к русскому языку, из-за незнания которого ребенку отказано в праве на получение образования». 

Принятие закона создает неравное отношение к детям и взрослым. Согласно президентскому указу об оказании гуманитарной поддержки иностранным гражданам и лицам без гражданства, разделяющим традиционные российские ценности, такие лица могут получить ВНЖ без сдачи экзамена на знание русского языка. «Получается, что взрослым прощают незнание русского языка, а детей, вместо того чтобы приобщать к нашим ценностям, предлагается подвергать за это дискриминации», — отмечает Мария Лебедева.

Если закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, то вступит в силу 1 апреля 2025 года. Это означает, что новые правила начнут действовать уже в следующем учебном году.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Опрос: незнание мигрантами русского языка мешает российским предприятиям решать кадровые проблемы

Об этом говорят данные, опубликованные Российским союзом промышленников и предпринимателей

Без знания русского языка детей мигрантов не будут принимать в российские школы?

По мнению главы Рособрнадзора, такая мера заставит родителей позаботиться об обучении детей русскому языку до приезда в Россию

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»

все публикации

Заец, Журавель и Казаченок: как склонять такие фамилии

Можно обратиться к словарю фамилий или прислушаться к мнению носителя

Светлана Гурьянова: «Главное — не запутаться в том, какое правило нужно применить!»

Подробный разговор о сложных заданиях на ЕГЭ, материалах для подготовки и настрое перед экзаменом

Денис Фонвизин: живая речь в комедиях и системность в словаре

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Что такое темематический язык и почему он так называется

На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи

Склонение грузинских фамилий в русском языке

От Берии до Данелии и от Коставы до Окуджавы

Неологизмы бросают вызов лексикографам. Как на него ответит Лексикон Грамоты?

Чтобы ответить на запрос пользователей, выбираем слова-кандидаты, анализируем употребления, описываем значения

Мелетий Смотрицкий: архитектор славянской грамматики

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Мелет или мелит? Не трожь или не трогай? Изучаем глаголы со сложным характером

Ошибки нередко проливают свет на глубинные свойства языковой системы

Язык в большом городе: три способа адаптации к обстоятельствам

Лингвист Валерий Шульгинов — о родственных связях, чечиках и политкорректности

Как подготовиться к Тотальному диктанту за 10 дней

Вспомнить всё и получить хорошую оценку (хотя это не главное)

Тест на внимательность: найдите предложение без ошибок

Сможете ли вы работать корректором в издательстве художественной литературы?

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!