Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица
Прошел уже почти год после обновления портала, и мы решили поговорить с нашими пользователями об их впечатлениях: расспросить их, как они взаимодействуют с Грамотой, что им нравится, что раздражает, а что, наоборот, полезно и удобно. Мы благодарны всем ответившим: нам было важно узнать мнение тех, для кого мы работаем.
Елена, корректор (Омск)
По образованию я учитель русского языка и литературы, но уже почти 15 лет работаю корректором. С первых месяцев работы я преданный пользователь и поклонник вашего сайта. Мне кажется, я знаю портал всю свою сознательную жизнь. Не помню, кто именно мне о нем сказал, но спасибо этому человеку.
У меня был перерыв между окончанием обучения и началом трудовой деятельности; за это время многие моменты, естественно, выветрились из памяти, поэтому я освежаю свои знания, читая статьи и правила.
Письмовник, наверное, самый частый раздел, которым я пользуюсь. Архив вопросов справочной службе — тоже очень ценная вещь.
Я пользуюсь Грамотой каждый день и всячески рекламирую ваш сайт, рассказываю о нем коллегам, родственникам, знакомым. Но некоторым проще спросить у меня: я знаю, куда идти, где искать, как сформулировать запрос.
Тексты на новостном сайте «Омск здесь», которые я вычитываю, связаны с культурой, музыкой, изобразительным искусством, иногда даже с ИТ. Наверное, чаще всего я иду на Грамоту, чтобы разобраться с пунктуацией. Но сейчас появляется очень много новых слов, в том числе заимствованных: порой даже теряешься, как их писать, ищешь аналогию.
Бывает так, что когда-то раньше слово писалось одним образом, прошло 5–10 лет, оно было зафиксировано в словарях и стало писаться, допустим, без дефиса или с другой буквой. Поэтому я всегда стараюсь ориентироваться на самые свежие ответы Грамоты, хотя бы после 2015 года.
Рафаэль, корректор (Алматы, Казахстан)
Я родом из Татарстана, из города Альметьевска. У меня техническое образование, работал слесарем, инженером, затем перешел в сферу охраны труда и промышленной безопасности. Потом моя судьба резко поменялась, и я оказался в городе Алматы, в Казахстане. Не найдя работу по специальности, решил стать корректором.
Я всегда любил читать и интересовался русским языком и лингвистикой. Я засел за учебники и справочники, узнал об онлайн-ресурсах, таких как «Академос» и Грамота, начал осваивать портал и узнавать тонкости.
Для меня Грамота — ежедневный практический инструмент. Если в чем-то сомневаюсь, сразу бегу туда.
Причем я не просто вбиваю в Google слово «Грамота» и свой запрос, а подхожу к этому более современно — настроил скрипты. Тут мне очень помог технический бэкграунд. Если какое-то слово меня заинтересовало и я в нем сомневаюсь, я его выделяю, нажимаю горячую клавишу — и тут же выходит страничка Грамоты, где встречается это слово.
Более 90% текстов, с которыми я работаю, — рекламного характера, основной заказчик — диджитал-агентство. Встречаются и художественные тексты, нужно разбирать сложные пунктуационные случаи, из-за чего приходится заглядывать в Грамоту.
Я внимательно просматриваю ответы справочной службы. Иногда задавал вопросы, но не на все смог получить ответы. Возможно, дело в том, что вопросов очень много — вижу, что за неделю появляется более трехсот ответов.
Мне очень понравилось обновление портала. Часто обращаюсь к «Большому универсальному словарю», а за проверкой орфографии чаще хожу на «Академос». В основном пользуюсь справочной службой, словарями, иногда читаю статьи. Я технооптимист, хотелось бы большего внедрения нейросетей: за ними будущее.
Елизавета, филолог и преподавательница (Москва)
Я окончила филологический факультет МГУ, защитила кандидатскую диссертацию по истории русского литературного языка, сейчас преподаю курс «Русский язык и культура речи» в техническом университете. Раньше я обращалась к справочной службе, но активно пользоваться Грамотой стала после перезапуска: для меня важны хороший дизайн и удобство. На лекциях я предлагаю студентам познакомиться с метасловарем Грамоты, даю задание самостоятельно поискать в нем случаи варьирования (типа кондуктора — кондукторы; я́годицы — ягоди́цы) и проверить, какая форма оказывается рекомендованной большей частью словарей. Моя задача — показать им, что варианты — это нормально для литературного языка.
На семинарах мои студенты делают доклады по статьям из журнала Грамоты. Некоторые материалы знакомят их с основами, которых у многих, к сожалению, не было в школе — например, 99% студентов не слышали о глаголице, а потом оказываются в шоке, что не русские придумали кириллицу.
Живой отклик у студентов вызывает статья о матчестве. Многих поражает, что на Руси оно было и что у детей без отцов отчество часто просто придумано и не отражает связи с реальным родственником.
А вот статья «Как докторша стала врачом» оказалась сложна для восприятия. Название прекрасно отражает сложную историю феминитивов в русском языке, но студенты почему-то путаются в содержании и приходят к выводу, что феминитивы — это якобы новомодные слова. Вероятно, тут проявляется их предвзятость.
В статье «Основные критерии хорошей речи» сказано, что «как хорошая не может восприниматься речь несовременная», но сама статья 2002 года, примеры в ней уже устарели. Студенты смеются, что статья была опубликована, когда они еще не родились. Хотелось бы увидеть новые тексты на эту важнейшую тему, а также больше материалов по стилистике.
Екатерина, технический писатель (Москва)
По образованию я инженер-системотехник. В институте у нас был предмет «Жизненный цикл программы», один семестр на втором курсе. Мы тогда изучали ГОСТы, пакеты документов на программное обеспечение и автоматизированные системы. И вот эти полгода стали в дальнейшем моей специальностью: я технический писатель. Работаю с ГОСТами 19 и 34, и с седьмым1, конечно, тоже, потому что отчеты по НИР2 мимо нас не прошли.
В школе и с русским, и с литературой у меня было все хорошо. Грамоту я не каждый день открываю, но когда возникают какие-то сомнения, то вбиваю запрос в поисковик, и если Грамота не сразу выпадает, ищу ее, потому что я этому ресурсу доверяю. Например, я всегда писала интернет-браузер через дефис. А у меня в исходнике написано с прописной буквы и в два слова. Вдруг что-то поменялось? Пойду проверю. И в разговоре с коллегами мы часто выясняем, как пишется то или иное слово. Грамота говорит — вот так. Мне кажется, вообще не было такого, чтобы я не нашла ответа на свой вопрос по работе.
Вчера на тренировке одна девочка неправильно поставила ударение; я сразу спорить не стала, но слух мне резануло.
Потом мы открыли Грамоту, посмотрели и быстро убедились, что на ло́ктях — это ошибка, правильно на локтя́х. Когда мы в школе учились, нужно было взять словарь, открыть, найти — часто ленишься проверять. А вот когда проверка под рукой, это очень удобно.
Анастасия, редактор (Нижний Новгород — Санкт-Петербург)
Я работаю ответственным редактором на «Госуслугах» и веду телеграм-канал «Редполитика Госуслуг». Однажды о нем сказали: «Грамота на минималках». Подтекст был иронический. А для меня прозвучало как комплимент, потому что Грамота — это та платформа, которая воспитала и вырастила меня как профессионала.
По образованию я литературовед и хотела связать свою жизнь с наукой. Окончила филологический факультет Нижегородского государственного университета. Затем поступила в СПбГУ в магистратуру, собиралась дальше идти в аспирантуру, чтобы стать преподавателем. И параллельно начала работать редактором «Реликвии» — журнала о реставрации.
Работая в этом журнале, я узнала, что существует Грамота, и начала активно пользоваться справочной службой. И с тех пор, с 2009 года, продолжаю. Я всю жизнь работаю редактором, корректором и литературным редактором. Считаю своей большой победой, что тружусь по специальности и занимаюсь любимым делом.
Для меня Грамота — это суперпомощник, который меня постоянно выручает. Я буквально каждый день что-то проверяю: в справочной службе, в орфографическом словаре, словаре ударений...
Мне даже иногда кажется, что я знаю наизусть ответы справочной службы, настолько часто я пользуюсь этим сервисом. И вашего маскота — улитку — обожаю.
Грамота — уважаемый и авторитетный источник для редакции «Госуслуг». Мы регулярно проводим общередакционные встречи под названием «Вече». Обсуждаем там вопросы редактуры, разбираем сложные правила русского языка, договариваемся о единых вариантах оформления. Итогами этих встреч становятся правила редполитики. В дискуссии мы используем разные аргументы, в том числе ссылаемся на словари и ответы справочной службы Грамоты.
Телеграм-каналу нашей редакции скоро два года. И я в нем тоже ссылаюсь на Грамоту — на «Азбучные истины» или отдельные статьи, чтобы подписчики могли получить исчерпывающую информацию из надежного источника.
Еще на
эту тему
Как работает корректор? Приводит текст в порядок, спасая от позора авторов и редакторов
Занудство и гибкость — важные профессиональные компетенции
Ровесник XXI века: краткая история портала «Грамота.ру»
Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов о людях и идеях, которые дали ей жизнь
Письма о словах, или О чем спрашивают лингвистов
Лекция кандидата филологических наук Юлии Александровны Сафоновой