Изоляты — языки без «родственников»
Изолированными языками или изолятами называют языки, которые не входят ни в одну известную языковую семью. При этом лингвисты часто спорят друг с другом и пытаются доказать родство изолята с другими языками, — если это удается, то язык теряет статус изолированного. Какие языки до сих пор остаются «без семьи» и в чем причины их одиночества?
Как устроено языковое родство
Применительно к языкам речь не идет о родстве в биологическом смысле; все термины вроде «родственный», «предок», «семья», «генеалогическая классификация языков» — не более чем метафоры.
Лингвисты, которые занимаются компаративистикой (или, по-другому, сравнительно-историческим языкознанием), исследуют разные языки с целью определить степень их близости. Если в результате удается выявить регулярные лексические и грамматические соответствия, исследователи приходят к заключению о родстве языков. Это означает, что у них есть общий предок — праязык, к которому они восходят.
Важно, чтобы сходство было последовательным и наблюдалось в разных частях языковой системы: лингвисты-любители часто делают далеко идущие выводы о родстве на основе случайного созвучия.
Родство языков часто изображают в виде древа с несколькими стволами, напоминающего генеалогическое. Стволы соответствуют языковым семьям, ветви — группам, а листья — отдельным языкам.
Языковых семей довольно много: индоевропейская, тюркская, нахско-дагестанская, абхазо-адыгская, картвельская, сино-тибетская, австронезийская, семитская и другие. При этом сама классификация является предметом споров: например, не все языковеды признают алтайскую семью, объединяющую монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, корейский и японо-рюкюские языки. Есть часто критикуемая гипотеза о ностратической макросемье языков, в которую входят несколько языковых семей Европы, Азии и Африки.
Некоторые лингвисты считают, что все языки мира произошли от единого языка, но пока убедительных доказательств этому нет.
Семьи делятся на ветви, ветви на группы, а те, в свою очередь, на подгруппы. К примеру, в индоевропейскую семью входит балто-славянская ветвь, которая распадается на балтийские и славянские языки. А внутри славянской группы есть восточнославянская подгруппа, включающая русский, украинский, белорусский и русинский языки (последний не всегда рассматривают как отдельный). Терминология у конкретных исследователей может отличаться: иногда можно встретить понятия надгруппа, подсемья, гиперсемья, микрогруппа, подподгруппа и другие подобные.
Причины появления изолятов
Обычно те языки, которые считаются изолятами, долго существовали в изоляции после отделения от праязыка и у исследователей нет сведений об их вымерших родственниках1.
Изолированные языки часто можно обнаружить в труднодоступных местах: высоко в горах (например, язык бурушаски, носители которого проживают на севере Кашмира в высокогорных районах Хунза, Нагар, Ясин и Гилгит) или на далеких островах (айнский язык на острове Хоккайдо в Японии).
Раньше существовало два айнских языка — носители второго жили на Сахалине и Курилах.
Теоретически изолированный язык может иметь дальних родственников на уровне макросемьи, но большинство макросемей признаются не всеми исследователями. Например, к гипотетической нило-сахарской макросемье иногда относят такие языки-изоляты, как берта и гумуз (Эфиопия), а также кунама (Эритрея).
Самые известные изоляты
Баскский язык
Один из самых загадочных языков-изолятов — баскский язык (баск. euskara), на котором говорят баски, живущие на севере Испании и юге Франции (это регион называют Страной Басков). Его относят к агглютинативным эргативным языкам. Это означает, что преобладающий вид словоизменения в баскском — агглютинация, то есть присоединение разных суффиксов и префиксов, каждый из которых имеет фиксированное значение.
В эргативных языках противопоставляются не субъект и объект (как в языках номинативного строя), а агенс и пациенс. В предложении Ehiztariak otsoa harrapatu du ‘Охотник поймал волка’ (буквально ‘Охотнику волк попался’) пациенс стоит в абсолютном падеже (otsoa ‘волк’)2, а агенс ehiztariak ‘охотник’— в эргативе с окончанием -k, который переводится на русский дательным падежом.
На баскском языке говорит около одного миллиона человек, в нем есть много лексических заимствований из романских языков. Есть три основные гипотезы внешнего родства баскского языка: баско-иберская, предполагающая связь с аквитанским языком, северокавказская, согласно которой баскский родственен северокавказским языкам в рамках сино-кавказской макросемьи, и иберийско-кавказская — последняя была распространена в СССР в 1920-е годы и считается маргинальной.
Корейский язык
Носители корейского языка проживают на Корейском полуострове в двух государствах — КНДР и Республике Корея (с некоторыми отличиями, также на особом диалекте говорят жители острова Чеджудо). Общее число говорящих по-корейски превышает 80 миллионов человек. Как и баскский, корейский язык — агглютинативный. Корейцы пользуются уникальной письменностью хангыль, которая заменила письменность на основе китайских иероглифов — ханча (сейчас ее используют крайне редко).
Способы выражения вежливости в русском и других языках«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксыОдна из ярких особенностей корейского языка — несколько уровней вежливости (всего семь, из которых наиболее употребительны четыре): они проявляются в использовании разных форм повелительного и пригласительного наклонения, а также в наличии «вежливых» аналогов для обычных глаголов и существительных.
Айнский язык
Айны — древнейшее население Японских островов. Их язык находится под угрозой исчезновения: остались лишь немногочисленные пожилые носители, хотя есть движение по его возрождению. Айнский язык не имеет общих черт с соседними языками, в том числе с японским, корейским и китайским. Существуют попытки связать его с гипотетической дене-енисейской семьей, которая включает языки Сибири и Северной Америки).
В айнском языке есть исконный вспомогательный глагол easirki со значением ‘надо, должно’, в том время как у соседей, народов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера (нивхов, ительменов, орочей, чукчей и других) для модальности ‘надо’ нет своих исконных слов — только заимствованные. Вместе с тем в этих языках есть исконные слова для модальностей ‘хочу’, ‘не могу’3.
Нивхский язык
Нивхи живут на севере острова Сахалин. На нивхском языке говорит около двухсот человек (из них свободно — примерно двадцать), поэтому он имеет статус вымирающего. В нивхском языке богатый консонантизм, в том числе звуки увулярного ряда (от латинского uvula ‘язычок’; небольшой отросток на заднем крае мягкого нёба), а также глухой звук р — нечто среднее между р и ш.
Как сохранить нивхский и другие малые языки? Интервью лингвиста Павла ГращенковаЯзыки ценны не только как культурное наследие, но и как источник данных для наукиКроме того, в нивхском языке полностью отсутствуют прилагательные: вместо ‘белый снег’ нивхи говорят ‘белеющий снег’, то есть используют глагольную форму — такое явление можно обнаружить в некоторых языках Юго-Восточной Азии, поэтому не исключено, что нивхи мигрировали на север из этого региона.
Древние изоляты
Некоторые изолированные языки ушли в прошлое и стали достоянием истории: среди них шумерский, бытовавший в Южном Междуречье, этрусский на территории Древней Италии, эламский в государстве Элам на юго-западе современного Ирана и иберский — на нем в дороманскую эпоху говорили в Иберии (современная Испания).
Так как многие современные изоляты относятся к малым языкам, их, к сожалению, может постигнуть та же судьба. Тем не менее баскский и особенно корейский чувствуют себя хорошо.
Еще на
эту тему
Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны
Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты
Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников
На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю
Заимствования из русского в языках народов России
Какие русские слова вошли в якутский, татарский, чеченский и коми-пермяцкий языки