Когда диктант написан: кто и как проверяет работы участников
О том, как устроена проверка работ Тотального диктанта, по каким критериям его оценивают и как решают спорные вопросы, рассказала главный редактор издательства «Грамота» и председатель московской экспертной комиссии Тотального диктанта Ольга Згировская.
Кто проверяет
Значительную часть проверяющих составляют филологи, что неудивительно — им интересно наблюдать за жизнью языка. Это не только преподаватели вузов и научные сотрудники, но и студенты и школьные учителя. Но чтобы стать волонтером-проверяющим, филологическое образование не обязательно: с нами работают многочисленные неравнодушные люди, которые интересуются русским языком, хотя профессионально с ним никак не связаны.
Поскольку я возглавляю проверочную комиссию в Москве, я лучше знаю московскую ситуацию.
У нас есть целый пул волонтеров, около сотни человек, которые приходят проверять работы из года в год. У них уже есть опыт работы, поэтому мы охотно зовем их снова и снова.
Когда нужны свежие силы, приглашаем отличников Тотального диктанта прошлых лет — мы уверены в их уровне знания языка и в том, что акция им интересна. Вообще проверяющим может стать любой желающий — для этого нужно заранее договориться с организаторами и пройти инструктаж.
Как проверяют
Тотальный диктант — это не обычный школьный диктант, который проверяют учителя в соответствии с тем, как принято это делать в школе. Для нашей акции действуют особые критерии оценивания, а у проверяющих есть четкая инструкция.
Каждый год известный писатель, которого пригласили быть автором Тотального диктанта, пишет текст специально для этого мероприятия. Текст состоит из четырех частей, которые связаны друг с другом по смыслу. Когда члены Филологического совета получают текст от автора, их первая задача — сделать так, чтобы все четыре варианта были примерно равны по сложности. Это значит, что в них должно быть примерно одинаковое количество орфограмм и пунктограмм, а сложные места в одной части не будут заметно сложнее, чем в других. В процессе работы над текстом филологи следят за тем, чтобы орфография и пунктуация в диктанте соответствовали правилам русского языка.
В результате этой предварительной работы создается текст, в котором учтены все допустимые варианты написания отдельных слов и целых предложений.
С этим специальным образом размеченным текстом все проверяющие будут сравнивать работы, написанные участниками.
Работы, написанные от руки в местах проведения диктанта — в аудиториях, на предприятиях, в библиотеках, — проверяются тоже вручную. Написанный и проверенный текст сканируют и загружают на сайт Тотального диктанта; через некоторое время участник сможет увидеть там свою работу и оценку за нее. Если участник пишет диктант онлайн, мы проверяем его работу автоматически.
Мы настраиваем проверяющих на то, чтобы они относились к пишущим с уважением, не зачеркивали неправильные знаки в словах, отмечали ошибки только на полях. То место, где сделана ошибка, следует подчеркнуть, а затем вынести на поля либо палочку, если ошибка орфографическая, либо галочку, если ошибка пунктуационная.
Проверяющих просят не писать никаких комментариев в работе, чтобы случайно не обидеть человека. Такой подход позволяет избежать субъективных решений и лишних эмоций. Хотя в те времена, когда я сама писала диктант, проверяющий однажды написал мне: «Спасибо за удовольствие читать вашу работу». И я подумала тогда, что мне несложно доставлять это удовольствие людям каждый год.
Каждую работу проверяют минимум два раза — сначала один проверяющий, потом его сменяет коллега.
Если автор работы претендует на пятерку или его оценка между двойкой и тройкой (тройкой и четверкой), то обычно работу проверяют трижды. Многоэтапная проверка позволяет добиться большей объективности, потому что человеческий фактор никто не отменял: проверяющий мог пропустить ошибку или, наоборот, отметить разрешенный вариант как ошибочный, неправильно понять критерии.
Как оценивают
В большинстве случаев возможность написать по-разному и при этом правильно возникает в связи с пунктуацией. Поэтому лингвисты изначально должны предусмотреть все варианты расстановки знаков препинания, в том числе интонационные тире, которые могут ставиться практически где угодно. Эти варианты зафиксированы в специальной памятке, которая есть у каждого проверяющего. На ней в квадратных скобках изображены те знаки, которые можно поставить в этом месте в предложении.
Если есть возможность разрешить какой-то вариант, мы его разрешаем — у нас нет задачи придираться и снижать оценку в спорных случаях. Так что не нужно бояться не соответствовать эталону.
Филологам еще никогда не удавалось учесть в памятке все варианты — каждый год пишущие удивляют нас полетом фантазии.
В процессе проверки приходится решать, какие из этих неучтенных вариантов допустимы, а какие мы принять не можем. Например, была ситуация, когда мы учли возможность постановки разных знаков между частями сложного предложения, а во второй части не предусмотрели тире.
- У автора:
Из дневников пропали описания шляпок и перечисления оценок в табеле — на смену им пришли полные горечи рассказы о войнах, революциях, эпидемиях. - Другие варианты оформления:
Из дневников пропали описания шляпок и перечисления оценок в табеле, на смену им пришли полные горечи рассказы о войнах, революциях, эпидемиях.
Из дневников пропали описания шляпок и перечисления оценок в табеле; на смену им пришли полные горечи рассказы о войнах, революциях, эпидемиях. - Добавленный в памятку вариант:
Из дневников пропали описания шляпок и перечисления оценок в табеле [ — / , / ;] на смену им пришли полные горечи рассказы — о войнах, революциях, эпидемиях.
Важно, чтобы ко всем работам из одной часовой зоны (где участники пишут один и тот же текст) применялись одни и те же критерии. Для этого филологи созваниваются и обсуждают неожиданные варианты, которые они обнаружили в проверенных работах, и дополняют памятку. На следующий день, как правило в воскресенье, происходит массовая проверка, в которой участвуют волонтеры; они пользуются уже доработанной памяткой.
Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации и привычки пишущихОбзор ошибок участников Тотального диктантаОценка в Тотальном диктанте — не главное; скорее он нужен, чтобы понять, где у человека есть пробелы в знаниях, и узнать что-то новое о русском языке. Тексты для диктанта, как правило, достаточно сложные — иначе писать его было бы неинтересно. Написать на пятерку могут только те, кто очень усердно работает над своей грамотностью. Четверок уже заметно больше, троек всегда много — но получить тройку или двойку совсем не стыдно, это значит, что еще есть к чему стремиться.
Если оценка кажется несправедливой, участник имеет право подать апелляцию.
Но сначала мы просим удостовериться, действительно ли разрешенный вариант отмечен как ошибочный. Может быть и обратный случай, когда проверяющий пропустил ошибку, но тут вряд ли кто-то будет жаловаться.
На сайте Тотального диктанта мы выкладываем разметку текста, а на вебинаре разбираем каждую из частей диктанта. Если при проверке произошла ошибка, в ходе апелляции оценка может быть пересмотрена. При этом оценка за диктант известна только участнику, ее нет нигде в открытом доступе, так что можно никому ее не сообщать. Более того, диктант вообще можно писать анонимно.
Что не считается ошибкой
Пишущие часто переживают за описки и ослышки, боятся не разобрать слово или неправильно его понять. Но мы такие случаи не считаем ошибками. Всегда есть риск, что тот, кто читал диктант, произнес слово недостаточно четко, поэтому пишущий не смог его написать правильно. Или тот, кто читал диктант, делал это с такой интонацией, что пишущие массово поставили знаки препинания не так, как мы ожидали. И тут эксперты должны договориться, будут они считать это ошибкой или нет.
Смешные варианты, которые филологи собирают, приписывая мифическому персонажу Еве Даласкиной, веселят публику и привлекают дополнительное внимание к диктанту, но такие ослышки в ответственный момент могут случиться с каждым, ничего стыдного в этом нет.
Мы проверяем только орфографию и пунктуацию, другие ошибки, даже грамматические, не учитываются.
Например, участник диктанта употребил слово не в том падеже, но при этом не нарушил правил: вместо не поощряет откровенности (чего?) написал не поощряет откровенностью (чем?). В прошлом году мы не сочли ошибкой замену слова поощрять на другое, но не все филологи были с этим согласны. Со временем мы не то чтобы ужесточаем критерии, но перестаем допускать некоторые вольности.
Кроме того, мы не считаем ошибкой кавычки, которые участник поставил, чтобы обозначить переносное значение, даже если это его личная интерпретация и в эталонном тексте кавычек нет. Или, допустим, написал с большой буквы слово, чтобы подчеркнуть его высокий смысл: Мама, Учитель. Это тоже не ошибка.
Разумеется, исправления никогда не считаются ошибками, у нас не урок чистописания. Мы стараемся учитывать нюансы почерка: в тех случаях, когда не до конца понятно, что написал человек, мы разрешаем сомнения в его пользу. К примеру, проверяющий не смог разобрать, написано о или а, посоветовался с коллегами, спросил филолога-эксперта, но ясность не наступила. Тогда мы исходим из того, что написана та буква, которая должна быть.
Иногда пишущие хотят схитрить — скажем, пишут так, что непонятно, есть ли пробел между словами или это одно слово. В таком случае проверяющие смотрят, как у этого участника выглядят пробелы между предлогом и существительным в других местах, и если видят явное жульничество, то засчитывают ошибку.
Зачем это нужно волонтерам
Тотальный диктант пишут по всему миру — и носители русского языка, и те, кто его изучает, и даже дети (для них есть отдельный диктант). Мне этот проект дает ощущение причастности к большому и важному делу. Я чувствую, что делаю что-то хорошее, полезное, то, что мне нравится. И это вдохновляет меня каждый год принимать участие в Тотальном диктанте, я всегда очень его жду.
Ольга Згировская: «Если это о русском языке, значит, это издано Грамотой»На портале появился новый раздел «Издательство»В лучшие годы, еще до пандемии, мы проверяли в Москве до двадцати тысяч рукописных работ. Учитывая, что каждую работу нужно проверить хотя бы дважды, получается минимум сорок тысяч проверок (а если трижды, то еще больше).
Онлайн-вариант диктанта появился из-за пандемии, но оказался востребован и после того, как она закончилась. Не все имеют возможность посетить офлайн-площадку из-за личных обстоятельств. Во многих городах, в том числе в моем родном городе, площадок просто нет, а моя мама, к примеру, каждый год хочет участвовать.
Когда множество людей приходят писать и проверять интересный сложный текст и хотят сделать это как можно лучше, то возникает чувство единения вокруг русского языка. А это редкое и радостное чувство!
Еще на
эту тему
Как подготовиться к Тотальному диктанту за 10 дней
Вспомнить всё и получить хорошую оценку (хотя это не главное)
10% участников «Тотального диктанта» написали его на отлично
Организаторы оценили результаты акции и рассказали о самых частых ошибках
Легко ли быть грамотным?
Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из нее практическую пользу