Словарный запас: как его оценить и на что он влияет
Словарный запас — это совокупность всех слов, которые знает человек. Какие есть методики его измерения? Правда ли, что современный человек знает больше слов, чем Пушкин? Как богатый словарный запас может помочь в обычной жизни? Расширяем и углубляем представления о словарном запасе вместе с кандидатом филологических наук, руководителем образовательного направления Грамоты Марией Лебедевой.
Два мешка слов «про запас»
Исследователи различают активный и пассивный словарный запас. В совокупности они образуют индивидуальный словарный запас каждого человека. Активный словарный запас (его еще называют продуктивным) включает те слова, которые человек легко воспроизводит, при этом ему не нужно задумываться и прилагать усилия, чтобы их вспомнить. Активный запас формируется у детей в первую очередь и включает часто используемые слова, привычные для ежедневного общения.
Пассивный запас (он же рецептивный, то есть связанный с восприятием) — это слова, которые человек понимает, но либо вообще никогда не использует в устной и письменной речи, либо делает это крайне редко.
Пассивный словарный запас гораздо шире, чем активный, так как в него входят слова, которые человек знает из художественной литературы, новостей, научных статей и других источников.
Пассивный запас представляет собой своеобразный «резерв», к которому человек обращается, когда видит или слышит редкое для него слово. Со временем какие-то слова из пассивного словарного запаса могут переходить в активный: носитель языка встретил слово несколько раз в разных контекстах, усвоил, как оно употребляется, и стал использовать сам. Бывает и наоборот: например, при смене работы какие-то слова и выражения потеряли актуальность, потребность их использовать исчезла, поэтому они перешли в пассивный запас.
От чего зависит наш личный лексикон
Разумеется, многое зависит от рода деятельности человека и его окружения. Для того, кто, например, профессионально занимается философией, слова вроде имманентный, трансцендентный, апперцепция, силлогизм будут входить в активный словарный запас. Также весьма вероятно, что, если ребенок растет в подобной среде, он раньше, чем другие дети, познакомится с философскими понятиями (то же самое может касаться медицинской, лингвистической и любой другой терминологии). В большинстве случаев ребенок сможет уловить лишь приблизительный смысл термина, опираясь на то, как родители его используют в речи или как объясняют, что он значит. Но такой задел поможет ему в будущем быстрее усвоить понятие, так как оно ему уже частично знакомо.
На объем словарного запаса могут влиять такие факторы, как двуязычие в семье, особенности воспитания, генетическая предрасположенность.
Возрастной психолог Лоис Блум в работе 1970 года1 подчеркивает важность взаимодействия ребенка с окружающими людьми — количество и качество общения с родителями сильно влияет на его стремление осваивать новые слова.
Одно из исследований объема пассивного словарного запаса носителей русского языка было проведено кандидатом физико-математических наук Григорием Головиным. В этом исследовании приняли участие 123 тысячи респондентов, но методика не лишена недостатков и дает не слишком точные результаты. Задачей автора было показать влияние возраста и образования на словарный запас. «…Полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования», — отмечает Головин. Среди других значимых факторов он выделил чтение, общение, работу, хобби и образ жизни.
Что можно измерить
Когда речь идет о взрослых, для измерения активного запаса иногда используют метод свободного воспроизведения — он заключается в перечислении слов, относящихся к конкретной теме, и составлении предложений.
Чтобы определить, насколько развит пассивный словарный запас, ученые проводят тесты на распознавание слов. Человеку нужно выбрать правильное значение из нескольких вариантов ответа или соотнести слова с контекстом. Такая методика показывает, что он понимает слово, даже если не использует его в собственной речи.
Измерение словарного запаса у детей проводится по-разному — это может быть наблюдение за речью ребенка или специальные тесты. Среди возможных инструментов — макартуровский опросник: серия анкет, которые заполняют родители для определения речевого и языкового развития детей раннего возраста. Эта методика помогает узнать, какие слова ребенок понимает и может произнести, а также отслеживает, насколько активно он использует жесты, чтобы выразить свои желания и потребности, владеет ли он грамматикой (то есть способен ли правильно строить фразы).
Применяются также игровые методики с использованием карточек с изображениями и игрушек — например, Словарный тест в картинках Пибоди и Британская шкала оценки словарного запаса по картинкам.
Если используется метод наблюдения, то психологи или логопеды записывают речь ребенка на аудио или видео, а затем проводят ее анализ: подсчитывают количество уникальных слов и анализируют их сложность и контекст употребления.
Такого рода записи для сорока с лишним языков содержит Международная система обмена данными по детской речи CHILDES, но объем данных для русского языка в ней невелик.
Пределы нормы
Речевое развитие ребенка исследуют специалисты в области психолингвистики, психологии и педиатрии. Для каждого возраста существуют стандарты, с которыми сравнивают результаты ребенка. В зависимости от возраста и уровня развития границы нормального словарного запаса сильно варьируют.
Примерные нормы словарного запаса по возрастам таковы:
- 9–12 месяцев — появление лепетных слов, а затем односложных слов; активный запас невелик: мама, папа, дай и т. п.;
- 1–2 года — активный запас постепенно расширяется до 200–300 слов; в речи появляются предложения из двух слов (мячик там, мама, дай!);
- 2–3 года — активный словарь доходит до 800–1000 слов, в три года речь уже достаточно понятна окружающим, ребенок может составлять более сложные предложения;
- 3–4 года — запас слов нарастает до 2000; ребенок способен вести диалог, описывать события;
- 4–5 лет — запас продолжает расширяться и достигает 3000 слов, но в этом возрасте речь оценивают преимущественно не по словарному запасу, а по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек.
Полученные разными способами оценки сравнивают с возрастными нормами, чтобы отслеживать динамику речевого поведения и выявлять возможные задержки в развитии. Когда речь идет о школьниках, для точного измерения словарного запаса нужно учитывать не только особенности этого возраста, но и характер текстов, с которыми они имеют дело.
Согласно данным Григория Головина, выпускник средней школы имеет пассивный словарный запас объемом примерно 51 тыс. слов, у взрослых он продолжает расти и достигает, в зависимости от разных факторов, от 75 до 86 тыс. слов.
У кого больше?
Считается, что раз язык постоянно пополняется новыми словами, то словарный запас современного человека богаче, чем у людей прошлого — и даже больше, чем у Пушкина. Однако нужно учитывать, что бо́льшая часть новых слов связана с технологическим прогрессом, тогда как в другие сферы новая лексика проникала не так активно.
Кроме того, многие слова пушкинской эпохи, составлявшие активный словарный запас людей XIX века, просто вышли из употребления. Есть известная история о том, как первоклассников XXI века попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Если тулуп и кушак детям еще хоть сколько-нибудь знакомы, то кибитка в представлении многих оказалась летательным аппаратом. Но при этом Пушкина способен читать и человек с ограниченным словарным запасом: двухсот наиболее частотных слов достаточно для понимания 52% всех текстов Пушкина.2
Часто можно встретить информацию, что словарный запас Пушкина составлял около 22 тысяч слов, однако это очень неточная цифра. При подобном подсчете учитываются только те слова, которые Пушкин использовал в своих русскоязычных текстах — можно сказать с определенной долей условности, что это его «активный» запас. Нет никаких сомнений, что пассивный словарный запас поэта был гораздо шире. К тому же 48% слов, которые встречаются в текстах Пушкина, поэт использовал не более двух раз, что говорит о большом лексическом разнообразии его произведений. Важно понимать и языковую ситуацию, в которой жили дворяне XIX века, — русско-французское двуязычие. Поэтому более точный подсчет словарного запаса Пушкина должен включать лексикон обоих этих языков.
Недостатки простого подсчета слов в корпусе текстов очевидны: чем больше объем выборки, которая есть в нашем распоряжении, тем богаче будет словарный запас автора.
Например, объем лексики, извлеченной из произведений Достоевского, составляет около 43 тысяч слов, а из произведений Ленина — более 63 тысяч слов. Но мы не можем всерьез утверждать, что словарный запас Ленина больше, потому что до нас дошло целых 55 томов сочинений Ленина, а в самом полном собрании сочинений Достоевского 30 томов.
Вширь и вглубь
Опыт учителей и научные исследования показывают, что объем словарного запаса имеет важное практическое значение. В лонгитюдном исследовании развития словарного запаса детей от дошкольного до старшего школьного возраста была выявлена связь между знанием учебной лексики и успешностью обучения в целом и конкретно с оценками по четырем предметам у учеников четвертого класса. Согласно результатам другой работы дети с большим словарным запасом демонстрируют более высокие результаты в чтении и математике и более высокую поведенческую саморегуляцию (иным словами, хорошее поведение).
Богатый словарный запас позволяет не только лучше учиться, но и более успешно общаться с людьми; он способствует карьерному росту, помогает более точно выражать мысли и понимать тексты разного уровня сложности. Если же у человека бедная речь, то он может производить впечатление недостаточно образованного, а окружающие могут засомневаться в его компетентности и в других сферах тоже.
Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникацииА еще они приносят много удовольствия от игрового взаимодействия и помогают лучше узнать друг другаПри оценке словарного запаса учитывается и такое его качество, как глубина. Она касается того, насколько хорошо человек владеет каждым отдельно взятым словом, и включает в себя много параметров, в том числе знание разных значений многозначного слова, наличие ассоциативной сети, сформированной вокруг слова, знание сочетаемости слова. Исследования показывают, что показатели глубины существенно отстают от показателей объема — особенно для слов, частотность которых выходит за пределы нескольких первых тысяч.
Еще на
эту тему
Диглоссия: как в обществе могут уживаться два языка
«Высокий» письменный язык и «низкий» устный
Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов
Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами
Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся
Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы