Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей

Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов из архива журнала «Русский язык в школе». Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю. В тексте сохранены особенности орфографии и пунктуации тех лет.

К какому роду относятся имена существительные, употребляемые только во множественном числе, например: чернила, перила, дрова, сани, дровни, ножницы, грабли и др.? (учитель П. Панченко. Ст. Фенольная,  Донбасс)

Вопрос в свою очередь вызывает вопрос: какое практическое значение имеет определение рода существительных, употребляемых только во множественном числе? Когда писали по старой орфографии, вопрос этот приходилось разрешать, потому что при существительных мужского рода прилагательные, числительные и местоимения имели одни окончания (белые, синие, первые, такие, они, одни)» при существительных женского рода — другие (белыя, синия, первыя, такия, оне, одне), при существительных среднего рода — смешанные (белыя, синия, первыя, такия, но: они, одни). Новая  орфография освободила пишущих от этого ненужного и тягостного правила (которое, кстати сказать, не имело никакой опоры и в произношении, ибо слова, подобные приведенным, всегда произносились с одинаковыми окончаниями). Если в настоящее время у нас различаются по родам числительные два — две, оба — обе, полтора — полторы, то весьма трудно себе представить возможность соединения их с существительными типа чернила, дрова, ножницы (в случае надобности говорим двое ножниц, двое саней и т. п., а оба — обе,  полтора — полторы, как противополагаемые числительному один — одна — одно, к таким существительным не приложимы).

Остается чисто теоретическая сторона вопроса. А здесь-то и нужно сказать, что категория рода у русских существительных есть только в  единственном числе. Именно этим и объясняются такие факты из области множественного числа существительных, как проникновение падежных окончаний -ам, -ям, -ами, -ями, -ах, -ях из женского рода в мужской: на место исконных -ом (ъм), ы (ъми), ех (ъх) (дательный множественного рабом (сынъм), творительный множественного рабы (сынъми), местный множественного рабех (сынъх), как наличие общего окончания ья в существительных мужского и среднего рода (кол — колья, полено — поленья) и т. п.

Как разъяснить написание слов сэкономить, Подъячев — Подьячев? (учитель Д. Саплин. Донбасс, Коксуголь)

Написание сэкономить и другие подобные (обузить, сострить, сагитировать) без твердого знака объясняется тем, что в словах этого типа приставка своим согласным звуком присоединяется к гласному нейотованному. Получается «слияние»  обычного типа, в котором твердому знаку, выполняющему в настоящее время только «отделительную» функцию, делать нечего. Не то — в случаях, когда приставка своим согласным звуком присоединяется к слогам, обозначаемым буквами е, я, ю. Здесь твердый знак необходим, так как отсутствие его приведет к тому, что йотация гласных пропадет и буквы е, я, ю выступят в другой своей роли, именно как звуки э, а, у с предшествующим мягким согласным: так, например, соединение приставки с с глаголом есть без твердого знака даст слово сесть, вместо нужного съесть; ср. также объедать и обедать и т. п.

Слово подьячий, производимое от дьяк, должно писаться с ь, а не с ъ. Написание ъ в фамилии Подъячев можно объяснить только традицией, которая в собственных именах всегда удерживается дольше и прочнее, нежели в других словах.

Чем бывают среди второстепенных членов предложения числительные и местоимения (определением, дополнением, обстоятельством)? (автор этого и всех следующих вопросов — учитель А. Петров из Днепропетровска)

Числительные порядковые, как члены предложения, ничем не отличаются от  прилагательных. Следовательно, основная их синтаксическая функция — быть определением (я сижу на первой парте, она получила четвертую премию и т. п.). Однако порядковые числительные чаще, чем прилагательные, образуют с существительным единое смысловое целое, и тогда существительное выражает законченное представление только вместе с числительным, например: Я уеду десятого числа, встреча поездов произошла на семнадцатом километре (так как здесь нельзя разбирать изолированно существительные числа, километре, то, значит, и числительные десятого, семнадцатого не представляют собой в подобных случаях самостоятельных членов предложения).

Числительные количественные, когда они употребляются без существительных, то есть обозначают отвлеченные количества, выполняют те же синтаксические функции, что и существительные (двадцать делится на пять без остатка и т. п.). Когда количественное числительное стоит при существительном, обозначающем предмет счета, то такое сочетание следует рассматривать как один член предложения, не разлагая его на отдельные слова, например: я получил три письма (дополнение), ребенок пяти лет (определение) гулял с матерью и т. п. Это следует распространить и на числительное один, которое хотя и согласуется с существительным во всех падежах, но, подобно всем остальным количественным числительным, образует с ним одно смысловое целое.

Местоимения согласуемые (мой, тот, такой) выполняют те же синтаксические функции, что и прилагательное, то есть бывают обычно определениями. Это, понятно, не относится к местоимению самый, когда оно входит в состав описательной формы превосходной степени купи самого дорогого мыла — здесь оно часть определения, а не самостоятельный член предложения. Особо следует упомянуть о местоимении сам, которое в таких случаях, как это был сам командир, меня направили к самому редактору, является определением, но в предложениях типа он все привык делать сам, знаю сама, куда обращаться приближается к обстоятельству образа действия (ср. он все привык делать самостоятельно).

Местоимения несогласуемые выполняют в предложении те же функции, что существительные. Своеобразную роль играют в предложении косвенные падежи местоимений кто и что, когда они соединяются с отрицанием не. В таких случаях местоимения эти вместе с отрицанием одновременно являются и дополнением и предицирующей частью сказуемого, например: бранить его не за что, делать тебе нечего, хлопотать мне больше не о ком (в состав сказуемого здесь всегда входит еще неопределенная форма, но законченность мысли выражается не ею, а именно местоимением).

Обязательным ли является в предложении сказуемое? Может ли быть предложение без сказуемого, кроме случаев пропуска его?

Основа предложения — сказуемость, то есть такой элемент предложения, посредством которого говорящий выражает утверждение. Но сказуемость не всегда выражается отдельным словом, примером чего являются так называемые назывные предложения. В предложениях этого типа в одном элементе содержится и то, о чем говорится, и то, что говорится. При этом первое находит свое выражение в именительном падеже существительного, то есть ничем не отличается от обычного подлежащего; второе же выражается в устной речи в особом произнесении подлежащего. Поэтому правильно считать, что в назывных предложениях в именительном падеже существительного одновременно заключены и подлежащее и сказуемое. Сложность этого явления приводит авторов учебников к упрощению вопроса, причем одни, считаясь с формальной стороной, рассматривают именительный падеж, как подлежащее; другие, опираясь на принцип обязательности для предложения сказуемого, признают тот же именительный падеж сказуемым. Правильнее всего, конечно, показать учащимся то, что есть на самом деле, то есть объединение в одном слове обоих главных членов предложения.

Всегда ли приложение стоит после определяемого, и обязательна ли запятая (также и тире) при приложениях — собственных именах, стоящих после существительных?

Приложение чаще ставится после определяемого слова. Однако известны случаи, когда приложение стоит и впереди его. Примеры: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); Сыны любимые победы сквозь огнь окопов рвутся шведы (Пушкин); Лютейший бич небес, природы ужас, мор свирепствует в лесах (Крылов).

Приложения — собственные имена, стоящие после определяемых существительных, могут обособляться. Это бывает тогда, когда собственное имя состоит из нескольких элементов (имя, отчество и фамилия, звание и фамилия и т. п.) или же когда перед собственным именем можно вставить а именно, то-есть, например: Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей... (Пушкин). Водитель танка, младший лейтенант Петров, был на своем посту. Старшей сестры, Haди, нет дома, а младшая, Нина, дома. В таких случаях приложения этого типа, как обособленные, выделяются запятыми.

Может ли обращение в предложении быть подлежащим?

Из самого существа обращения ясно, что оно подлежащим быть не может. Обращение не является членом предложения и ни с одним из членов предложения синтаксически не связано. Подлежащее же связано в первую очередь со сказуемым. Ответ мог бы быть изложен более детально, если бы в запросе были приведены те конкретные случаи, которые вызвали сомнение.

Каким членом предложения служат слова, поясняющие обособленное приложение («Могучий лев, гроза лесов, лишился силы»)?

Внутри обособленного приложения, представляющего собой не одно слово, а целую группу, возможны такие же отношения между словами, как и во всяком словосочетании. Следовательно, здесь возможны и дополнения, и определения, и обстоятельства. Так, в приведенном выше примере из Пушкина группа сыны любимые победы, являясь в целом определением (приложение ведь разновидность определения) к существительному шведы, может быть, в свою очередь, синтаксически расчленена: любимые — определение к сыныпобеды — также определение к сыны.

Как определить падеж существительного?

Определение падежа является одним из труднейших вопросов грамматики. Удовлетворительного разрешения его до сих пор не дано. Все же возможно дать такое определение падежа существительного: падеж существительного — это форма, указывающая, что обозначаемый существительным предмет находится в известном отношении к другому предмету, действию или признаку другого предмета (подарок брата, подарок брату, мать подарила брату, я старше брата). Ввиду сложности определения падежа оно в школе обычно не дается, и с падежами учащихся знакомят методом указания, то есть показывают, как существительные изменяют свои окончания при вступлении в связь с другими словами, и эти изменения называют изменениями по падежам.

Портал «Грамота.ру»

все публикации


Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!