Леонид Крысин: «Это было изучение всех ипостасей русского языка»
В новом выпуске цикла «Ученый совет» на портале Arzamas вышел разговор с Леонидом Петровичем Крысиным — доктором филологических наук, заведующим отделом современного русского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Он вспоминает о детстве, учебе в МГУ, знакомстве с Корнеем Чуковским, дружбе с Юрием Апресяном. Биография в десяти цитатах.
1. Начало войны
6 июня 1941 года мне исполнилось шесть лет, и в тот же месяц началась война. 22 июня над нами кружил самолет. Опознавательных знаков не было видно: довольно высоко. Но взрослые говорили, что это разведчик снимает, фотографирует.
2. Эвакуация
Я пошел в школу в восемь лет, в 1943 году. Причем я пошел в буквальном смысле: меня никто не провожал, потому что всем было некогда. Я просто знал, что 1 сентября начинается учебный год, и пошел из дома в школу. Меня встретила директор и спрашивает: «А ты с кем пришел?»
3. Учеба в университете
Первый учитель, который мне приходит на ум, — это Николай Алексеевич Федоров, замечательный и человек, и специалист. Как он проводил уроки, казалось бы, умершего латинского языка! Как он живо, и требовательно одновременно, и весело умел прививать такую любовь к этому языку.
4. Большая стипендия
Как-то вышло так, что я оканчивал каждый курс с полным отличием и на четвертом и пятом курсе получил Сталинскую стипендию. Она так называлась, несмотря на то, что это был уже год пятьдесят седьмой — пятьдесят восьмой, когда Сталина не было, но стипендия все еще официально называлась Сталинской.
5. Приход в Институт русского языка
Это была комната номер семь. Я туда поднимаюсь, открываю дверь, вхожу — сидят два старца, бородатые оба, о чем-то оживленно беседуют, смеются. Это были два знаменитых человека — Александр Александрович Реформатский и Сергей Иванович Ожегов. Мне они казались стариками, а им было по 58 лет.
6. Работа в отделе Михаила Викторовича Панова
Тема работы звучала немножко по-советски — «Русский язык и советское общество». Но это было связано с тем, что в 1967 году было 50-летие советской власти, разработка темы приурочивалась к этому сроку.
7. Дружба с Корнеем Ивановичем Чуковским
Первое издание [книги «Живой как жизнь»] уже вышло, он готовил второе и хотел, чтобы мы дали отзыв специалистов. Мы, естественно, согласились и с этого времени стали гостями в Переделкине у Корнея Ивановича. Он хотел общаться с нами, с такой вот филологической исследовательской молодежью, и сам приглашал нас, мы не напрашивались.
8. Увольнение
«Зачем, зачем вы связались с этими евреями, — прямым текстом, — дали подпись под письмами протеста; я предлагаю вам отказаться от этих подписей, и тогда вы будете оставлены в институте». Я сказал, что не буду отказываться. «Ну, в таком случае мы не можем вас переаттестовать».
9. Демострация против ввода войск в Чехословакию
25 августа часов в одиннадцать я приехал на Красную площадь, и не один, а с женой Лилей и дочерью Галей, которой было четыре года. Мы сочинили такую версию: если будут спрашивать, чего мы делаем на Красной площади, скажем, что пришли показать ребенку, где лежит дедушка Ленин.
10. Зачем заниматься наукой?
Лингвистика для меня интересна и захватывает бóльшую часть моей сознательной жизни. Но я с большим уважением отношусь и к тем исследователям, которые занимаются чем-то для меня незнакомым и непонятным.
Еще на
эту тему
Переводчик Наталья Мавлевич: «Перевод — это гарантированное счастье в любых жизненных обстоятельствах»
Детство, учителя, любовь к профессии, совпадения и открытия — в монологе на «Арзамасе»
Могут ли быть в лингвистике открытия?
Анна Поливанова рассказывает о своей семье, детстве и юности, учителях, друзьях и научных взглядах
Об освоении заимствованной лексики
Почему «оффис» стал «офисом»