Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками
Наверняка многие задумывались: «Почему изба — она, дом — он, а здание — оно?» Не все могут четко объяснить, в чем разница между родом и полом, говоря: «Это слово мужского пола». Лингвисты признаю́т, что род — одна из самых загадочных и нелогичных грамматических категорий. Что думает о ней наука и какие проблемы эта категория создает на практике?
Как появился род
На первый взгляд грамматический род — не слишком сложное понятие. Уже в начальной школе дети умеют определять род большинства существительных. Но если вдуматься, возникает множество вопросов, которые касаются и соотношения между языком и реальностью, и того, как разные языки решают проблему приписывания словам разных грамматических признаков.
Для предметных слов род выступает как словоклассифицирующая грамматическая категория. К предметным словам относятся существительные (дом, кресло, служба, Ростов, Ирина) и местоимения-существительные (он, она, оно). В зависимости от рода они относятся к разным классам: к классу слов мужского, женского или среднего рода.
Для атрибутивных слов (таких, которые выступают в качестве определения) род является словоизменительной категорией. К атрибутивным словам относятся прилагательные (большой, добрый, стеклянный), местоимения-прилагательные (каждый, -ая, -ое), числительные-прилагательные (пятый, -ая, -ое) и причастия. Также род выступает как словоизменительная категория для анафорических местоимений (типа который) и для глагола в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения (сказал, -а, -о; сделал, -а, -о бы). В этом случае род прилагательного, местоимения или глагола зависит от рода того слова, к которому оно относится: большой дом, большая лестница, большое окно.
Категория рода существовала еще в праиндоевропейском языке: в нем был мужской, женский и средний род. Такое же деление мы находим в древних языках индоевропейской языковой семьи: санскрите, древнегреческом, латинском, древнеперсидском. Как передает древнегреческий философ Аристотель, впервые теорию о трех родах высказал софист Протагор: «Названия бывают трех родов: как у мужчин, как у женщин и как у вещей»1.
Обладает ли род полом?
Мнения лингвистов о происхождении этой категории различны, но в целом можно выделить два направления мысли: одни признаю́т экстралингвистическую (то есть выходящую за пределы собственно языка) мотивацию рода, а другие нет. Первую теорию называют естественной (встречаются также обозначения антропологическая, сексуальная, когнитивная, семантическая, семантико-этимологическая и др.), а вторую — морфологической (или формальной, согласованной).
Сторонники естественной теории связывают происхождение категории рода напрямую с биологическим полом, приверженцы же морфологической теории считают, что эта категория сформировалась в результате развития грамматической структуры языка.
Согласно гипотезе французского лингвиста Антуана Мейе, род возник в результате необходимости различать одушевленные и неодушевленные объекты. Впоследствии одушевленные существительные приобрели признаки мужского и женского рода, а средний был связан с неживыми объектами.
Лингвисты долгое время оценивали грамматическое значение рода существительных, обозначающих неживые объекты и многих животных, как реликты древней формы мышления, непонятной современному человеку2.
О том, что форма рода кажется немотивированной у большинства существительных, не обозначающих людей и животных, писал лингвист Виктор Владимирович Виноградов: «Она [форма рода] кажется пережитком давних эпох, остатком иного языкового строя, когда в делении имен на грамматические классы отражалась свойственная той стадии мышления классификация вещей, лиц и явлений действительности. Теперь же форма рода у большей части существительных относится к области языковой техники»3.
Эту проблему осознавали уже в XVIII веке, в частности, об этом рассуждал Ломоносов: «Животных натура на два пола разделила, на мужской и женский. Оттуда и имена их во многих языках суть двух родов: господин, госпожа; муж, жена; орел, орлица. Сие от животных простерлось и к вещам бездушным, их единого токмо употребления и чисто безрассудно, как мужского рода: сук, лист, волос; женского: гора, вода, стена. Пристойно кажется, чтобы бездушным вещам быть ни мужского, ни женского, но некоего третьего рода, каков есть у нас род средний: море, небо, сердце, поле. Однако сие так беспорядочно, что и среднего рода имена животных знаменуют: дитя, жеребя»4.
Периоды развития русского языка: древний, старый, новый, нашОт берестяных грамот до эпохи интернетаОснователь московской лингвистической школы Филипп Федорович Фортунатов называл мужской и женский роды «естественными» и обращал внимание на то, что еще в общеиндоевропейском языке неодушевленные предметы мысли, которые обозначались существительными несреднего рода, распадались на два класса — «предметы мысли мужеского рода и предметы мысли женского рода»5. Соответственно, некоторые неодушевленные объекты как бы уподоблялись чему-то «мужскому» или «женскому», а некоторые нет.
Возможна и такая интерпретация: «В одних случаях в основу метафорического переноса могло быть положено такое свойство лиц мужского пола, как их относительно бóльшая активность, в других — относительно бóльшие размеры, в третьих — бóльшая сила и, наконец, в четвертых — бóльшая самостоятельность»6.
Тем не менее мы видим, что одни и те же слова в разных языках, даже близких, относятся к разному роду: например, собака в русском женского рода, а сабака в белорусском — мужского.
Даже если изначально мужской и женский роды были связаны с полом, а средний соотносился с неодушевленными объектами, в ходе языкового развития система усложнилась и стала более абстрактной. В индоевропейских языках, где есть мужской, женский и средний род, объект может быть словом любого рода, а в отдельных случаях слово среднего рода может обозначать живое существо (ср. нем. das Mädchen ‘девочка’, das Weib ‘женщина’; das — артикль среднего рода).
Как устроен грамматический род в разных языках
Категория рода не существует в вакууме. Во многих языках она может быть тесно связана с одушевленностью/неодушевленностью или с именными классами, когда имена распределены по классам на основании тех или иных семантических признаков, при этом классовая принадлежность слова обязательно должна быть выражена в структуре предложения. Например, в тамильском языке есть два класса, которые выделяются на основании разумности/неразумности (а уже класс «разумных» имен подразделяется на мужские и женские).
В целом языки, в которых есть категория рода, можно разделить на несколько типов:
- мужской и женский (французский, иврит);
- мужской, женский и средний род (русский, немецкий);
- общий и средний род (шведский);
- много родов / именных классов, принадлежность к которым выражается приставками (суахили);
- нет категории рода, но есть категория одушевленности/неодушевленности (баскский язык — лишь некоторые слова имеют род: ama, ‘мать’, aita, ‘отец’);
- категория рода тесно связана с категорией одушевленности/неодушевленности, есть «мужской одушевленный» и «мужской неодушевленный», женский и средний (чешский);
- род расщепляется по признаку личности/неличности, есть «лично-мужской» и «нелично-мужской», женский и средний (польский, верхнелужицкий, словацкий);
- категория рода грамматически не выражается (английский сохранил различие по роду только в местоимениях he, she, it; персидский не имеет рода за исключением некоторых арабских заимствований; в тюркских и финно-угорских языках род отсутствует);
История рода в русском языке
В древнерусском языке, общем предке современных русского, украинского и белорусского, а также в литературном церковнославянском было три рода: мужской, женский и средний. При этом филолог и церковный деятель Литовской Руси Мелетий Смотрицкий в «Грамматике» выделяет для церковнославянского языка семь родов: мужской, женский, средний, общий, всякий, недоуменный и преобщий. При этом парадигмы склонения он приводит для существительных пяти родов: мужского, женского, среднего, общего и всякого. Ко всякому роду Смотрицкий относит слова, которые можно принять и за мужской, и за женский, и за средний, к недоуменному — о которых нельзя точно узнать, мужского они или женского рода, а преобщий — «обнимающий оба пола».
В современном русском языке существительные мужского рода составляют около 46%, женского рода — 41%, среднего рода — 13%7.
Некоторые слова в русском языке со временем поменяли род: например, слова лосось, путь8, лебедь и Суздаль были женского рода, а тень — мужского; так как при образовании уменьшительных форм изначальный род сохраняется, даже в современном русском тенёк (диминутив от тень) остается мужского рода.
Это может быть еще одним доказательством того, что грамматический род сам по себе не связан со значением слов, а следовательно, и с полом.
Такие грамматические категории в лингвистике называют неноминативными. В отличие от них, номинативные категории, например категория числа, напрямую связаны с внеязыковой реальностью.
Согласование по роду
В языках славянской группы прилагательные, причастия, некоторые разряды местоимений, числительные и глагол (в отдельных формах) согласуются по роду с существительным.
Ранее в русском языке была отдельная форма множественного числа для прилагательных, которые относятся к существительным мужского, женского или среднего рода, но затем во множественном числе у прилагательных произошла нейтрализация по роду: стены, столы, деревья — хорошие.
Сначала различия исчезли на фонетическом уровне, но при этом сохранялись на письме. В дореволюционной орфографии по-разному писали прилагательные во множественном числе в мужском и женском роде: хорошія женщины — хорошие мужчины, новыя книги — новые столы.
«Слепить из себя нормального русского дворянина»Филолог Алексей Любжин о своем выборе старой орфографииНа определенном этапе некоторые заимствованные в русский язык слова могли употребляться в разном роде: анализ/анализа, бакенбард/бакенбарда, зал/зала/зало. В период, когда русский язык еще не был сильно нормирован, отдельные слова, еще недостаточно им освоенные, могли менять род окказионально: Одно из оных <злоключений> пресѣчено препохвальнѣйшею патриотизмою и мужеством нашего же любезнаго Петра Дмитриевича Еропкина.
Слова общего рода
Кроме существительных мужского, женского и среднего рода, в русском языке выделяется группа слов общего рода.
В нее входят одушевленные существительные, которые могут быть соотнесены как с лицом мужского, так и с лицом женского пола.
Слова общего рода не имеют собственного набора окончаний. Большинство подобных существительных оканчиваются на -а/-я и на уровне морфологии относятся к женскому роду: умница, судья, староста, забияка, сирота, недотепа.
В прошлом слова общего рода могли употребляться как слова женского рода в соответствии с их морфологией. Например, Толстой пишет в письме из Парижа: Я круглая невежда; нигде я не почувствовал этого так сильно, как здесь.
Некоторые слова, обозначающие профессии, лингвисты называют «кандидатами» в общий род (по-другому эти слова определяют как двуродовые или их род как переходный к общему): новый врач пришел, новая врач пришла — второй вариант пока встречается преимущественно в разговорной речи. Неестественность такой конструкции для русского языка отчасти объясняет тенденцию образовывать феминитивы от названий профессий.
На канале «Глагольная группа» вышел стрим о феминитивахЧто лингвисты думают об «авторках» и о влиянии волевых решений на развитие языкаПоскольку род в русском языке чаще всего не связан с лексическим значением слова и не всегда «угадывается» по форме, его во многих случаях приходится запоминать. Это создает проблемы тем, кто изучает русский язык как иностранный (точно такие же проблемы вызывает у русскоговорящих, например, род существительных в немецком).
Нередко даже носители языка ошибаются в выборе рода, когда образуют единственное число от слов, которые обычно в речи встречаются во множественном числе. Чаще всего это парные предметы, но не только: туфли (правильно туфля), кроссовки (кроссовка), кеды (кед), бахилы (бахила), тапки (тапка), оладьи (оладья), рельсы (рельс). Сложные случаи определения рода существительных описаны в Письмовнике на нашем портале.
Также многих интересует вопрос о том, к какому роду относятся существительные типа ножницы — это pluralia tantum, слова, которые употребляются только во множественном числе. Таких слов в русском языке довольно много: качели, сумерки, шахматы, щипцы, дрожжи, каникулы, именины... Мы можем лишь пофантазировать, что потенциальное единственное число могло бы быть ножница, но надежного инструмента для определения рода таких слов у нас нет.
Еще на
эту тему
Дилемма книжника: что считать источником нормы, тексты или грамматику?
Как Максима Грека за глагол судили
Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»
Форма сказуемого зависит от факторов, которые не всегда учтены в русской грамматике
Лингвисты показали грамматическое разнообразие языков мира
Данные лингвистической науки помогают лучше понять развитие человека