«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Литература, как и любая сложная система, развивается и эволюционирует. Какие-то произведения остаются в центре внимания читателей на десятки и даже сотни лет, другие забываются сразу после издания. Так работает «литературная эволюция», модель которой начинал разрабатывать русский филолог Юрий Тынянов. Применима ли эта концепция к отдельным частям произведения — например, к диалогу? Об исследованиях на эту тему пишет «Системный Блокъ».
Исследователь Института Макса Планка Олег Собчук в работе «Эволюция диалогов: количественное изучение в применении к русским романам» изучил развитие «диалогичности» (dialogicity) в крупной прозе — романах. Он отмечает изобилие диалогов в современной литературе по сравнению с более «повествовательными» романами прошлого.
Но, с другой стороны, даже в XVI веке в некоторых литературных традициях были образцы «высокодиалогичной» (highly dialogic) прозы. Собчук говорит, что трудно дать однозначную трактовку подобной волнообразности количества диалогов в романах, и формулирует основной вопрос своего исследования: действительно ли с течением времени романы стали в среднем более «диалогичными»?
Иллюстратор: Евгения Родикова
Еще на
эту тему
В издательстве «МИФ» вышла книга о книгах
Как создавали, распространяли и запрещали книги
Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта
Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать
Лучшие программы-корректоры на основе ИИ
Роботы уже могут исправить большинство ошибок, но сами добавляют новые
Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?
Топ-листы и мемы в дополнение к статьям и книгам
Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?
«Язык опирается на врожденную систему знаний», — объясняет лингвист Наталия Слюсарь