«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Литература, как и любая сложная система, развивается и эволюционирует. Какие-то произведения остаются в центре внимания читателей на десятки и даже сотни лет, другие забываются сразу после издания. Так работает «литературная эволюция», модель которой начинал разрабатывать русский филолог Юрий Тынянов. Применима ли эта концепция к отдельным частям произведения — например, к диалогу? Об исследованиях на эту тему пишет «Системный Блокъ».
Исследователь Института Макса Планка Олег Собчук в работе «Эволюция диалогов: количественное изучение в применении к русским романам» изучил развитие «диалогичности» (dialogicity) в крупной прозе — романах. Он отмечает изобилие диалогов в современной литературе по сравнению с более «повествовательными» романами прошлого.
Но, с другой стороны, даже в XVI веке в некоторых литературных традициях были образцы «высокодиалогичной» (highly dialogic) прозы. Собчук говорит, что трудно дать однозначную трактовку подобной волнообразности количества диалогов в романах, и формулирует основной вопрос своего исследования: действительно ли с течением времени романы стали в среднем более «диалогичными»?
Иллюстратор: Евгения Родикова
Еще на
эту тему
ИИ отбирает у человека языковое пространство?
О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год
К 90-летию со дня рождения Андрея Анатольевича Зализняка
Книги, лекции, выступления, воспоминания
Китайская волна «гочао»: новые термины как способ переосмысления национальной культуры
20 апреля по иициативе ООН в мире отмечают День китайского языка
Что такое темематический язык и почему он так называется
На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи
Бузинная матушка и добрый папа: когда книги говорят с ребенком на своем неповторимом языке
Празднуем Международный день детской книги