«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Литература, как и любая сложная система, развивается и эволюционирует. Какие-то произведения остаются в центре внимания читателей на десятки и даже сотни лет, другие забываются сразу после издания. Так работает «литературная эволюция», модель которой начинал разрабатывать русский филолог Юрий Тынянов. Применима ли эта концепция к отдельным частям произведения — например, к диалогу? Об исследованиях на эту тему пишет «Системный Блокъ».
Исследователь Института Макса Планка Олег Собчук в работе «Эволюция диалогов: количественное изучение в применении к русским романам» изучил развитие «диалогичности» (dialogicity) в крупной прозе — романах. Он отмечает изобилие диалогов в современной литературе по сравнению с более «повествовательными» романами прошлого.
Но, с другой стороны, даже в XVI веке в некоторых литературных традициях были образцы «высокодиалогичной» (highly dialogic) прозы. Собчук говорит, что трудно дать однозначную трактовку подобной волнообразности количества диалогов в романах, и формулирует основной вопрос своего исследования: действительно ли с течением времени романы стали в среднем более «диалогичными»?
Иллюстратор: Евгения Родикова
Еще на
эту тему
Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология
Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов
Слово «пожалуйста» может быть избыточным
Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год
Язык всегда найдет способ заполнить лакуны
Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»
В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?
Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику
Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»
«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН