«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет на отношение к содержанию статьи
Может ли язык, используемый журналистами, повлиять на то, как будут восприниматься утверждения, вынесенные в заголовок новости? Очевидно, что может, поэтому заголовкам СМИ всегда уделяли много внимания. Оказалось, что для сообщений о научных фактах выбор слов тоже важен.
Ученые давно знают? Ученые считают? Ученые уверены? Исследователи из Стэнфордского университета выяснили: выбор формулировки может существенно влиять на то, как читатель воспримет информацию: будет ли он считать, что речь идет об установленных, объективно существующих фактах или будет думать, что тут могут быть разные мнения.
Авторы работы провели восемь экспериментов с участием трех тысяч человек. Участников просили оценить достоверность утверждений из заголовков, а также то, насколько в этой теме — по их мнению — в принципе возможно установить объективную истину.
В разных вариантах заголовков авторы использовали разные типы английских эпистемических глаголов, указывающих на степень уверенности говорящего. Таких, например, как know (‘знать’) и believe (‘считать’).
В одном случае в заголовке говорилось, что ученые или другие специалисты знают нечто (например, что климатические изменения происходят по вине человека), в другом — что они так считают. Еще один вариант вообще не давал указаний на отношение ученых.
Когда люди видели заголовки с глаголами типа считать, они чаще думали, что в рассматриваемой проблеме нет объективной истины, а могут быть только мнения и убеждения. Когда в заголовках стояли глаголы знают, доказали, читатели чаще воспринимали сообщение как вопрос знания, а не веры.
Авторы работы также отметили, что некоторые СМИ намеренно используют расплывчатые формулировки там, где утверждения не подкреплены серьезной фактической базой. Возможно, таким образом они пытаются сместить акцент с правдивости информации в сторону относительности самой истины.
Еще на
эту тему
Функции и характерные черты публицистического стиля речи
Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы
Научный стиль: точность не в ущерб понятности
Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты
О некоторых особенностях языка средств массовой информации
Юрий Воротников предлагает СМИ переселяться из прозекторской стеба в здание великого русского языка