Подсказки для поиска

«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет на отношение к содержанию статьи

Может ли язык, используемый журналистами, повлиять на то, как будут восприниматься утверждения, вынесенные в заголовок новости? Очевидно, что может, поэтому заголовкам СМИ всегда уделяли много внимания. Оказалось, что для сообщений о научных фактах выбор слов тоже важен. 

Ученые давно знают? Ученые считают? Ученые уверены? Исследователи из Стэнфордского университета выяснили: выбор формулировки может существенно влиять на то, как читатель воспримет информацию: будет ли он считать, что речь идет об установленных, объективно существующих  фактах или будет думать, что тут могут быть разные мнения.

Авторы работы провели восемь экспериментов с участием трех тысяч человек. Участников просили оценить достоверность утверждений из заголовков, а также то, насколько в этой теме — по их мнению — в принципе возможно установить объективную истину.

В разных вариантах заголовков авторы использовали разные типы английских эпистемических глаголов, указывающих на степень уверенности говорящего. Таких, например, как know (‘знать’) и believe (‘считать’).

В одном случае в заголовке говорилось, что ученые или другие специалисты знают нечто (например, что климатические изменения происходят по вине человека), в другом — что они так считают. Еще один вариант вообще не давал указаний на отношение ученых.

Когда люди видели заголовки с глаголами типа считать, они чаще думали, что в рассматриваемой проблеме нет объективной истины, а могут быть только мнения и убеждения. Когда в заголовках стояли глаголы знают, доказали, читатели чаще воспринимали сообщение как вопрос знания, а не веры.

Авторы работы также отметили, что некоторые СМИ намеренно используют расплывчатые формулировки там, где утверждения не подкреплены серьезной фактической базой. Возможно, таким образом они пытаются сместить акцент с правдивости информации в сторону относительности самой истины.

 
Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты

О некоторых особенностях языка средств массовой информации

Юрий Воротников предлагает СМИ переселяться из прозекторской стеба в здание великого русского языка

все публикации

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

Язык всегда найдет способ заполнить лакуны

Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»

Александр Пушкин, главный инфлюенсер русского языка

Его влияние на то, как мы говорим и пишем, сохраняется спустя двести лет

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!