Что мы можем противопоставить распространению мата?
3 февраля 2025 года в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, приуроченная к Международному дню борьбы с ненормативной лексикой. В ней приняли участие заместитель председателя президентского Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, руководитель Грамоты Константин Деревянко, сопредседатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, доктор филологических наук Алексей Федоров, доцент Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидат филологических наук Андрей Щербаков, председатель информационной комиссии Московской городской епархии, настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцеве иерей Александр Волков.
Предметом обсуждения были вопросы распространения нецензурной брани в обществе, употребления матерных выражений в разной социальной среде, в том числе среди чиновников и молодежи, роль семьи и системы образования в воспитании речевой культуры, в формировании представлений о неуместности использования бранных слов. Ниже приведены основные тезисы выступавших.
Говоря о борьбе с ненормативной лексикой, Константин Деревянко отметил ключевой вектор — формирование и развитие культуры речи. По его словам, употребление сниженной лексики в публичном пространстве официальными лицами зачастую выглядит более ужасающим и неуместным, чем мат.
Бороться с матерной лексикой — бессмысленная задача. Наша задача — выстроить систему критериев и определить рамки.
Нужно отрегулировать официальное информационное поле, где подобная лексика недопустима, и осуществлять системные действия по повышению речевой культуры граждан, считает заместитель председателя Совета по поддержке русского языка. Важно уметь переключать регистр в общении и понимать уместность употребления того или иного стиля речи.
«Я не верю в запреты, они, как правило, не работают, — подчеркнул Константин Деревянко. — Необходимо просвещать. Нашей стране необходима общенациональная кампания по повышению грамотности и речевой культуры. Это должен быть комплекс мер, системная работа, в том числе в школе».
Сегодня под грамотностью мы понимаем не только навык писать без ошибок; это в первую очередь умение мыслить и формулировать свои мысли. «Это чрезвычайно важный навык, который мы должны формировать на этапе школьного образования и в последующем, развивая в обществе моду на грамотность, на грамотный язык», — считает Константин Деревянко.
По мнению Андрея Щербакова, когда мы говорим о языке и о речи, слова борьба и бороться если и применимы, то скорее только в одной модели: бороться за грамотность, бороться за богатство и разнообразие, бороться за выразительность речи. Но тогда возникает вопрос о средствах борьбы.
Этих средств, с точки зрения эксперта, не так много: популяризация качественной литературы, в которой нет тех самых слов; демонстрация собственного опыта; действия, например эта пресс-конференция, которые обращают внимание на проблему, требующую решения.
Андрей Щербаков обратил внимание на то, что нецензурная речь, которую мы часто слышим, в том числе от подростков, — показатель того, что уровень агрессии довольно высок.
Наверное, что-то в нашем обществе не совсем хорошо складывается, раз уровень агрессии, речевой агрессии в том числе, возрастает.
Нельзя забывать и о том, что человека как языковую личность воспитывает среда. В какой среде мы находимся, так мы и говорим, а для ребенка среда — это прежде всего его семья.
Александр Волков начал свое выступление с того, что для любого верующего человека, для христианина слово священно. И именно из этой предпосылки исходит Церковь, когда говорит о том, что такое мат. Спикер отметил, что не следует смешивать ненормативную и нецензурную лексику, и уделил основное внимание именно мату.
Несомненно, с точки зрения Церкви мат или сквернословие есть грех. Если он грех, то для христианина он является предметом борьбы: с грехом нужно бороться.
Церковь смотрит на сквернословие как на проявление внутреннего состояния человека: гневливости, раздраженности, недовольства собой и людьми и много-много всего другого. В этом смысле Церковь знает источник матерной брани и борется с ней везде, не только в частной сфере и в обществе, но и в литературе и в фильмах. Опасность отец Александр видит в наблюдаемой сейчас тенденции «снимать табу на использование мата в общественном пространстве».
Алексей Федоров предложил различать по меньшей мере два типа употребления ненормативной лексики. В первую очередь она возникает в речи в экстремальных ситуациях, когда «все остальные слова уже закончились». Она сигнализирует о том, что мы имеем дело с чем-то запредельным: норма не действует, табу нарушены, мы перешли границу.
Но есть и другие случаи, которые мы наблюдаем в речи подростков и которые вызывают более серьезное беспокойство. «Язык и культура в целом — система иерархичная. Здесь есть верх, есть низ. Без низа сложно иногда, но нельзя забывать, что он низ», — считает Алексей Федоров.
То, что происходит в сознании подростков, можно назвать разрушением иерархии. Нет верха, нет низа. Нет святого, нет постыдного. Нет хорошего, нет плохого.
В общении с учителями или с родителями подростки надевают «речевую литературную маску». Но оказавшись на свободе, на свежем воздухе, они ее сбрасывают, потому что не понимают, зачем им эту нормативную маску носить.
Как на это могут реагировать взрослые? Алексей Федоров предложил два аргумента. Во-первых, матерная лексика в какой-то степени похожа на наркотик. Подсев на нее, очень сложно с нее слезть. Человек привыкает выражать свои мысли и эмоции таким недоязыком, не вдаваясь в нюансы, не подбирая синонимов, выжигая речевое пространство…
Во-вторых, и это главное: разучившись выражать нюансы и оттенки, ты перестаешь испытывать то, что не можешь выразить, примитивизируешься… «Мы потихоньку можем превратиться в людей, для которых существует только два состояния: либо хреново, либо охренительно», — резюмировал Алексей Федоров.
Во многих выступлениях звучала мысль об изменении роли и функций нецензурной лексики: если одни считают ее прямым оскорблением и нарушением моральных и культурных норм, то для других она становится частью повседневного общения и не воспринимается как нечто запретное, что может иметь опасные последствия и для языка, и для общества, и для самих говорящих.
Отдельно спикеры отметили изменение мотивов для использования мата и сфер, в которых он регулярно присутствует. Если раньше в основном мужчины употребляли в речи ненормативную лексику, сейчас ее стали активно использовать и женщины. Такая тенденция, по мнению экспертов, может быть связана с желанием преодолеть гендерное неравенство -- как в онлайне, так и в офлайн-общении, не только среди молодежи, но и во взрослых сообществах.
В заключение участники пресс-конференции подчеркнули, что вопросам сохранения и защиты русского языка, повышения речевой культуры, избавления от избыточных заимствований нужно регулярно уделять внимание, в том числе в СМИ и на других площадках.
Еще на
эту тему
День борьбы с ненормативной лексикой: можно ли обойтись без мата?
Обсценная лексика есть во всех языках, но в русском она сильнее табуирована
Законопроект о защите русского языка Госдума рассмотрит 11 февраля
Он регламентирует рекламу, вывески, речь дикторов, но не касается повседневной речи
Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова
Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме