Подсказки для поиска

Приложение для оценки навыков чтения у взрослых разработали в НИУ ВШЭ

По разным оценкам, взрослых с дислексией в России от четырех до одиннадцати миллионов. Точное число не знает никто — из-за нехватки стандартизированных диагностических инструментов на русском языке. При этом дислексия существенно влияет на качество жизни: может вызвать трудности в интернет-общении (а при дистанционной работе это особенно актуально), сложности на работе, насмешки, ошибки при составлении или понимании документов.

Специалисты Центра языка и мозга (ЦЯиМ) НИУ ВШЭ разработали приложение для оценки навыков чтения у взрослых «ЛексиМетр–В». Оно специально создано для диагностики нарушения чтения, включая дислексию, у людей старше 18 лет.

По словам научного сотрудника ЦЯиМ Светланы Дорофеевой, тест позволяет оценить, какой аспект чтения страдает: скорость, точность чтения или понимание прочитанного.

Уникальной опцией приложения разработчик называет расчет информации о проценте ошибок в предложениях с синтаксическими конструкциями разного типа.

Эти сведения важны для планирования коррекционной работы.

Приложение ориентировано на специалистов: логопедов, нейропсихологов, неврологов, работающих в клиниках, образовательных и научных учреждениях, на выезде. Приложение упрощает им работу: все этапы тестирования проходят в цифровом режиме, а результаты — включая аудиозаписи и результаты разметки — выгружаются в удобном формате. Все это облегчает ведение наблюдений и подготовку заключений.

Для самодиагностики тест не подходит, подчеркивает Светлана Дорофеева. «Мы понимаем, что многим захочется проверить себя, — говорит эксперт. — Делать это будет неудобно: вопросы на понимание снабжены подсказками для специалиста; в них указано, какие ожидаются ответы. Если ни вы, ни близкий человек не являетесь специалистом в данной области и при этом результаты теста оказались ниже нормы, лучше не заниматься самостоятельной постановкой диагноза, а обращаться к специалистам. Механизмы дислексии могут быть очень сложными, нарушения возникают по множеству причин».

Оценка навыков чтения бывает полезна в разных ситуациях.

  1. В случае трудностей с усвоением материала у студентов. «Даже если человек смог поступить в вуз, при интенсивных нагрузках и необходимости много читать даже способные и талантливые студенты с дислексией могут оказаться лишены возможности продолжить обучение, — объясняет Светлана Дорофеева. — Пока у нас нет систем коррекционной помощи студентам с дислексией (они могут быть созданы в будущем), такие доступные меры, как увеличение времени на экзаменах, особая система оценивания письменных работ, могут значительно облегчить жизнь этим людям».
  2. В ситуации приема на работу сотрудников тех служб, где скорость или точность чтения особенно важны. Например, работодатель может понять, что человеку с нарушениями чтения не стоит поручать исключительно задачи, требующие быстрых выводов на основе поступающей текстовой информации.
  3. Врачам при работе с людьми пожилого возраста или после травм или поражений мозга, чтобы оценить сохранность функции.
  4. Во время сдачи экзамена по русскому языку мигрантами. 

Кроме того, приложение было задумано и реализовано как удобный инструмент для проведения исследований в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и нейропсихологии. Оно аккумулирует массив аудиоданных и показателей чтения, с помощью которых можно изучать механизмы дислексии у взрослых, говорящих на русском языке, а также оценивать распространенность дислексии и проводить оценку эффективности программ преодоления дислексии у взрослых.

Следить за новостями проекта можно в телеграм-канале Светланы Дорофеевой.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Учебники для детей с дислексией появятся в России

Над пособиями по литературному чтению и русскому языку работает Институт коррекционной педагогики

При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги

Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет

Дети с дислексией: чем родители могут им помочь

Шансы бегло читать выше у тех, кто рано начал заниматься, считает лингвист Анна Левинзон

все публикации

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

Ольга Величенкова о разных ошибках в письме, прогнозировании школьной неуспешности и умении сосредоточиться на главном

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!