Приложение для оценки навыков чтения у взрослых разработали в НИУ ВШЭ
По разным оценкам, взрослых с дислексией в России от четырех до одиннадцати миллионов. Точное число не знает никто — из-за нехватки стандартизированных диагностических инструментов на русском языке. При этом дислексия существенно влияет на качество жизни: может вызвать трудности в интернет-общении (а при дистанционной работе это особенно актуально), сложности на работе, насмешки, ошибки при составлении или понимании документов.
Специалисты Центра языка и мозга (ЦЯиМ) НИУ ВШЭ разработали приложение для оценки навыков чтения у взрослых «ЛексиМетр–В». Оно специально создано для диагностики нарушения чтения, включая дислексию, у людей старше 18 лет.
По словам научного сотрудника ЦЯиМ Светланы Дорофеевой, тест позволяет оценить, какой аспект чтения страдает: скорость, точность чтения или понимание прочитанного.
Уникальной опцией приложения разработчик называет расчет информации о проценте ошибок в предложениях с синтаксическими конструкциями разного типа.
Эти сведения важны для планирования коррекционной работы.
Приложение ориентировано на специалистов: логопедов, нейропсихологов, неврологов, работающих в клиниках, образовательных и научных учреждениях, на выезде. Приложение упрощает им работу: все этапы тестирования проходят в цифровом режиме, а результаты — включая аудиозаписи и результаты разметки — выгружаются в удобном формате. Все это облегчает ведение наблюдений и подготовку заключений.
Для самодиагностики тест не подходит, подчеркивает Светлана Дорофеева. «Мы понимаем, что многим захочется проверить себя, — говорит эксперт. — Делать это будет неудобно: вопросы на понимание снабжены подсказками для специалиста; в них указано, какие ожидаются ответы. Если ни вы, ни близкий человек не являетесь специалистом в данной области и при этом результаты теста оказались ниже нормы, лучше не заниматься самостоятельной постановкой диагноза, а обращаться к специалистам. Механизмы дислексии могут быть очень сложными, нарушения возникают по множеству причин».
Оценка навыков чтения бывает полезна в разных ситуациях.
- В случае трудностей с усвоением материала у студентов. «Даже если человек смог поступить в вуз, при интенсивных нагрузках и необходимости много читать даже способные и талантливые студенты с дислексией могут оказаться лишены возможности продолжить обучение, — объясняет Светлана Дорофеева. — Пока у нас нет систем коррекционной помощи студентам с дислексией (они могут быть созданы в будущем), такие доступные меры, как увеличение времени на экзаменах, особая система оценивания письменных работ, могут значительно облегчить жизнь этим людям».
- В ситуации приема на работу сотрудников тех служб, где скорость или точность чтения особенно важны. Например, работодатель может понять, что человеку с нарушениями чтения не стоит поручать исключительно задачи, требующие быстрых выводов на основе поступающей текстовой информации.
- Врачам при работе с людьми пожилого возраста или после травм или поражений мозга, чтобы оценить сохранность функции.
- Во время сдачи экзамена по русскому языку мигрантами.
Кроме того, приложение было задумано и реализовано как удобный инструмент для проведения исследований в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и нейропсихологии. Оно аккумулирует массив аудиоданных и показателей чтения, с помощью которых можно изучать механизмы дислексии у взрослых, говорящих на русском языке, а также оценивать распространенность дислексии и проводить оценку эффективности программ преодоления дислексии у взрослых.
Следить за новостями проекта можно в телеграм-канале Светланы Дорофеевой.
Еще на
эту тему
Учебники для детей с дислексией появятся в России
Над пособиями по литературному чтению и русскому языку работает Институт коррекционной педагогики
При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги
Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований за 20 лет
Дети с дислексией: чем родители могут им помочь
Шансы бегло читать выше у тех, кто рано начал заниматься, считает лингвист Анна Левинзон