Опрос: 20% интернет-пользователей считают точку в конце сообщения «эмоциональным» знаком
Аналитики медиахолдинга Rambler&Co провели масштабное исследование цифрового этикета и выяснили, насколько россияне чувствительны к новым негласным правилам онлайн-общения. В опросе приняли участие более 90 тыс. интернет-пользователей.
В целом общественное мнение постепенно сдвигается в сторону большей чувствительности к таким правилам. Например, это касается точки в конце сообщений в мессенджерах. Став технически избыточной, она трансформировалась из грамматического знака в прагматический, передающий тон.
- 52% опрошенных заявили, что точка в конце сообщения для них не значит ничего особенного;
- 28% признались, что не обращают внимания на такие детали;
- 10% воспринимают точку как злобу или равнодушие и еще 10% — как излишне официальный тон.
Восклицательные знаки и смайлики для многих остаются «приправой», уместной в небольших количествах:
- 45% стараются использовать их умеренно;
- 24% почти не прибегают к ним;
- 18%, напротив, любят добавлять для оживления общения;
- 13% признались, что подстраиваются под стиль собеседника.
Многие пользователи указали, что придерживаются определенных правил общения:
- 26% прилагают усилия, чтобы обязательно ответить всем, даже коротко;
- еще 26% никогда не оставляют сообщения без реакции в виде эмодзи;
- 24% избегают голосовых сообщений и длинных текстов;
- 8% стараются не дробить сообщения, а сразу отправлять законченную мысль.
62% пользователей указали, что тщательно следят за текстом, который они планируют отправить, и сразу исправляют ошибки и опечатки, а 53% заявили, что ценят грамотность выше скорости ответа. Только 14% пользователей признались, что не обращают внимания на ошибки.
Комментируя исследование, лингвист Ирина Левонтина отметила, что речь в соцсетях технически является письменной, но при этом заимствует многие черты устной. Иногда люди пишут вообще без знаков препинания и больших букв, подражая потоку речи. Появляются специфические способы передать интонацию — например, с помощью прописных букв. Возникло даже выражение: «Не повышай на меня шрифт».
«Формируются новые правила, но они действуют только в субсистеме социальных сетей. Не все освоили новую норму общения в Сети, и всегда есть риск, что люди не смогут понять друг друга», — резюмирует лингвист.
Еще на
эту тему
Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари
Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного
Давай до свидания! Когда «пока» стало этикетной формулой
И чем это слово страшно возмущало Корнея Чуковского
Церемонии в рабочем чате
Речевой этикет в цифровую эпоху