Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

21 июня состоялся международный онлайн-семинар для русистов об учебниках РКИ

Свыше 1800 преподавателей русского языка как иностранного из 92 стран мира участвовали в международном онлайн-семинаре «Учебник РКИ: современный, классический... или эффективный?». Организаторами мероприятия выступили учебно-издательский центр «Златоуст» и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Высокий интерес к столь традиционной теме отчасти объясняется и некоторой провокационностью названия семинара, и, конечно же, традиционным желанием участников получить еще один сертификат в портфолио, и авторитетом организаторов. Но еще более действенным оказалось желание пообщаться с ведущими профессионалами в области преподавания РКИ, опытными экспертами, известными авторами издательства «Златоуст»: Валерием Частных (МГУ им. Ломоносова), Натальей Новиковой (РУДН), Аллой Латышевой (Центр МС), Анной Мезит (Сибирский федеральный университет), Яной Корольковой (Томский политехнический университет), Анной Любивой (центр «Златоуст»), Натальей Полищук. Привлекли интерактивные форматы выступлений, возможность обменяться контактами с коллегами от США до Новой Зеландии и от Вьетнама до Португалии, а еще задать наболевшие вопросы экспертам и получить от них проверенные богатым опытом лайфхаки.

Семинар открыла ректор ГИРЯ им. А. С. Пушкина Н. С. Трухановская. Она выразила надежду, что встреча положит начало серии подобного рода мероприятий, которые помогают русистам сверить часы, обменяться мнениями и расширить контакты друг с другом. По мнению ректора, методика преподавания РКИ и содержание учебных пособий должны соответствовать современной жизни, которая становится все быстрее и технологичнее. В центре внимания педагогов и методистов сегодня стоит этноориентированное обучение, а не «универсальный русский язык», особенно когда речь идет о преподавании в школе. Необходима содержательная и структурная дифференциация учебных пособий в зависимости от условий преподавания.

Директор центра «Златоуст» С. Н. Голубев подчеркнул ценность регулярных профессиональных встреч, которые представляют личный опыт, обобщают текущие проблемы участников и предлагают оптимальные стратегии решения.

Выбрать подходящий учебник — непростая задача даже для преподавателя с большим опытом. Так, согласно исследованиям ВШЭ, треть педагогов обходится одним базовым учебником, еще треть использует базовый учебник и несколько дополнительных пособий, остальные комбинируют различные пособия или же готовят собственные учебные материалы. От себя добавим, что в последнем случае основная часть материалов не имеет внешней экспертной оценки, и ученики как никогда зависят от личного вкуса и компетенций своего преподавателя. При этом выбор того или иного учебника обусловлен весьма пестрыми критериями: привычностью, популярностью, рекомендациями коллег или звонким именем автора, имеющего много лайков в соцсетях. Но, как считают эксперты, подобные критерии оценки слишком субъективны и неоднозначны.

Участники семинара познакомились с пятью характеристиками эффективного учебника, которые предложила корпорация «Российский учебник». Потребности современного образования удовлетворяют издания, в которых есть:

  • задания разного уровня сложности, что обеспечивает возможность работы в разноуровневых группах и с учащимися разных способностей;
  • материалы для самостоятельной работы (это решает вечную проблему недостатка учебных часов и способствует индивидуализации обучения);
  •  задания разного типа для учащихся с разным когнитивным стилем, мотивирующие переключать виды деятельности;
  •  цифровые ресурсы;
  •  постоянная методическая поддержка авторов или издателей.

Где, кто и как создает такие учебники? Как выбрать эффективный учебник для конкретной целевой аудитории? Где его найти, что делает его доступным? И что делать, если подходящий инструмент не находится? Ответы на эти вопросы содержались в обзоре ведущего модератора Анны Голубевой, затем обсуждались всеми участниками в формате мозгового штурма и предлагались в авторских выступлениях. В перерыве коллеги участвовали в экспресс-опросе об источниках информации о новых учебниках и их доступности.  В заключение участники разошлись в 20 рабочих групп, где дискутировали по поводу влияния на оценку учебника следующих факторов:

  • содержания учебных материалов (насколько подходит ученикам по возрасту, уровню, соответствует целям, мотивам и стимулам учащихся);
  • результата обучения (в зависимости от учебных программ и стандартов, целей заказчика обучения, требований сертификационного тестирования, госэкзаменов);
  • условий обучения (с учителем или без, в группе или индивидуально, очно или дистанционно);
  • педагогических кадров (квалификация, загруженность, личные предпочтения в методике).

Несмотря на непривычность некоторых форматов работы и жесткий тайминг, обусловленный участием в семинаре коллег буквально из всех часовых поясов, все группы справились с поставленной задачей, компетентно и при этом эмоционально представили результаты аудитории. Успеху групповой работы способствовали прекрасные модераторы, среди которых особо отметим дружную команду из Института русского языка им. Пушкина.

Несмотря на то что семинар продолжался почти шесть часов без перерыва, интерес к происходящему не угасал ни на минуту, о чем свидетельствовала постоянная дискуссия в чате. А профессор М. Д. Джусупов из Ташкента, известный ученый и полиглот, которого, кажется, уже трудно чем-то удивить, написал организаторам: «Не знаю, как другие… но я просидел перед монитором шесть часов  на одном дыхании — от слов „Здравствуйте, коллеги!“ до слов „Всем большое спасибо за внимание!“».

Согласно опросу преподавателей, наиболее частые претензии к учебникам — это устаревший материал, неактуальные для адресата тексты и иллюстрации; темы и ситуации, которые не соответствуют интересам учащихся; отсутствие опоры на современные научные исследования по освоению языка. Также педагоги отмечают проблемы с доступом к учебным пособиям (слишком высокая цена, невозможность доставки в ту или иную страну). Основными источниками информации о новых учебниках преподаватели называют конференции и рекомендации коллег. Отзывам в соцсетях доверяют намного меньше.

Участники семинара пришли к выводу, что современный учебник должен идти в ногу со временем и постоянно обновляться. Он не может, как в прежние времена, десятки лет переиздаваться без изменений, а значит, приходится думать о новых форматах учебных материалов. Все чаще преподаватели отдают предпочтение цифровым учебным пособиям, материал которых проще периодически актуализировать и транслировать на широкую аудиторию учащихся. Это могут быть как полноценные цифровые учебники, так и отдельные разработки. Трудоемкость создания таких материалов отчасти мог бы компенсировать постоянно пополняемый банк заданий, создаваемых преподавателями для разных уровней учащихся и разных целей обучения. Доступ к этому банку на основе подписки имели бы все преподаватели — создатели банка, а задачу по его наполнению и экспертной оценке используемых материалов взяли бы на себя наиболее компетентные коллеги. Остаются в проблемном поле вопросы о соблюдении норм авторского права в учебных пособиях и о качестве самиздатовских разработок, не прошедших скрупулезную внешнюю оценку.

В завершение семинара коллеги получили не только сертификаты, но и полезные призы и подарки от организаторов. Всем участникам программы на месяц предоставлен доступ к новинкам учебной литературы на цифровой платформе центра «Златоуст». А те, кто особенно внимательно следил за презентациями лекторов, получили эту подписку на целых три месяца.  Общие впечатления сформулировал доктор О. И. Аль-Шабуль из университета Альярмук, Иордания: «Выражаем огромную благодарность организаторам и преподавателям за их профессионализм, мастерство, за полученные знания, великолепную подачу, формат обучения. Занятия всегда были подробные и интересные, много практики. Содержательно, глубоко, безупречно выстроенный семинар. Семинар был насыщенным, при этом пролетел на одном дыхании. Узнали много нового для применения в практике своего учреждения. Будем с нетерпением ждать новых встреч».

Ценно было видеть, что в некоторых вузах и школах преподаватели собираются перед большими мониторами целыми коллективами, как на просмотр сериала. Будем стараться закрепить эту традицию!

М. О. Насонкина, А. В. Голубева

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

5 февраля Александр Пиперски представит свою версию лингвистических итогов 2024 года

Послушать его лекцию можно онлайн на платформе культурно-просветительского центра «Архэ»

В 2025 году должен быть принят обновленный закон о языках народов России

Он придет на смену старому, принятому еще в 1991 году

все публикации


Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»



Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова


Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового


Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка


Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой



Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной


Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!