Подсказки для поиска

21 июня состоялся международный онлайн-семинар для русистов об учебниках РКИ

Свыше 1800 преподавателей русского языка как иностранного из 92 стран мира участвовали в международном онлайн-семинаре «Учебник РКИ: современный, классический... или эффективный?». Организаторами мероприятия выступили учебно-издательский центр «Златоуст» и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Высокий интерес к столь традиционной теме отчасти объясняется и некоторой провокационностью названия семинара, и, конечно же, традиционным желанием участников получить еще один сертификат в портфолио, и авторитетом организаторов. Но еще более действенным оказалось желание пообщаться с ведущими профессионалами в области преподавания РКИ, опытными экспертами, известными авторами издательства «Златоуст»: Валерием Частных (МГУ им. Ломоносова), Натальей Новиковой (РУДН), Аллой Латышевой (Центр МС), Анной Мезит (Сибирский федеральный университет), Яной Корольковой (Томский политехнический университет), Анной Любивой (центр «Златоуст»), Натальей Полищук. Привлекли интерактивные форматы выступлений, возможность обменяться контактами с коллегами от США до Новой Зеландии и от Вьетнама до Португалии, а еще задать наболевшие вопросы экспертам и получить от них проверенные богатым опытом лайфхаки.

Семинар открыла ректор ГИРЯ им. А. С. Пушкина Н. С. Трухановская. Она выразила надежду, что встреча положит начало серии подобного рода мероприятий, которые помогают русистам сверить часы, обменяться мнениями и расширить контакты друг с другом. По мнению ректора, методика преподавания РКИ и содержание учебных пособий должны соответствовать современной жизни, которая становится все быстрее и технологичнее. В центре внимания педагогов и методистов сегодня стоит этноориентированное обучение, а не «универсальный русский язык», особенно когда речь идет о преподавании в школе. Необходима содержательная и структурная дифференциация учебных пособий в зависимости от условий преподавания.

Директор центра «Златоуст» С. Н. Голубев подчеркнул ценность регулярных профессиональных встреч, которые представляют личный опыт, обобщают текущие проблемы участников и предлагают оптимальные стратегии решения.

Выбрать подходящий учебник — непростая задача даже для преподавателя с большим опытом. Так, согласно исследованиям ВШЭ, треть педагогов обходится одним базовым учебником, еще треть использует базовый учебник и несколько дополнительных пособий, остальные комбинируют различные пособия или же готовят собственные учебные материалы. От себя добавим, что в последнем случае основная часть материалов не имеет внешней экспертной оценки, и ученики как никогда зависят от личного вкуса и компетенций своего преподавателя. При этом выбор того или иного учебника обусловлен весьма пестрыми критериями: привычностью, популярностью, рекомендациями коллег или звонким именем автора, имеющего много лайков в соцсетях. Но, как считают эксперты, подобные критерии оценки слишком субъективны и неоднозначны.

Участники семинара познакомились с пятью характеристиками эффективного учебника, которые предложила корпорация «Российский учебник». Потребности современного образования удовлетворяют издания, в которых есть:

  • задания разного уровня сложности, что обеспечивает возможность работы в разноуровневых группах и с учащимися разных способностей;
  • материалы для самостоятельной работы (это решает вечную проблему недостатка учебных часов и способствует индивидуализации обучения);
  •  задания разного типа для учащихся с разным когнитивным стилем, мотивирующие переключать виды деятельности;
  •  цифровые ресурсы;
  •  постоянная методическая поддержка авторов или издателей.

Где, кто и как создает такие учебники? Как выбрать эффективный учебник для конкретной целевой аудитории? Где его найти, что делает его доступным? И что делать, если подходящий инструмент не находится? Ответы на эти вопросы содержались в обзоре ведущего модератора Анны Голубевой, затем обсуждались всеми участниками в формате мозгового штурма и предлагались в авторских выступлениях. В перерыве коллеги участвовали в экспресс-опросе об источниках информации о новых учебниках и их доступности.  В заключение участники разошлись в 20 рабочих групп, где дискутировали по поводу влияния на оценку учебника следующих факторов:

  • содержания учебных материалов (насколько подходит ученикам по возрасту, уровню, соответствует целям, мотивам и стимулам учащихся);
  • результата обучения (в зависимости от учебных программ и стандартов, целей заказчика обучения, требований сертификационного тестирования, госэкзаменов);
  • условий обучения (с учителем или без, в группе или индивидуально, очно или дистанционно);
  • педагогических кадров (квалификация, загруженность, личные предпочтения в методике).

Несмотря на непривычность некоторых форматов работы и жесткий тайминг, обусловленный участием в семинаре коллег буквально из всех часовых поясов, все группы справились с поставленной задачей, компетентно и при этом эмоционально представили результаты аудитории. Успеху групповой работы способствовали прекрасные модераторы, среди которых особо отметим дружную команду из Института русского языка им. Пушкина.

Несмотря на то что семинар продолжался почти шесть часов без перерыва, интерес к происходящему не угасал ни на минуту, о чем свидетельствовала постоянная дискуссия в чате. А профессор М. Д. Джусупов из Ташкента, известный ученый и полиглот, которого, кажется, уже трудно чем-то удивить, написал организаторам: «Не знаю, как другие… но я просидел перед монитором шесть часов  на одном дыхании — от слов „Здравствуйте, коллеги!“ до слов „Всем большое спасибо за внимание!“».

Согласно опросу преподавателей, наиболее частые претензии к учебникам — это устаревший материал, неактуальные для адресата тексты и иллюстрации; темы и ситуации, которые не соответствуют интересам учащихся; отсутствие опоры на современные научные исследования по освоению языка. Также педагоги отмечают проблемы с доступом к учебным пособиям (слишком высокая цена, невозможность доставки в ту или иную страну). Основными источниками информации о новых учебниках преподаватели называют конференции и рекомендации коллег. Отзывам в соцсетях доверяют намного меньше.

Участники семинара пришли к выводу, что современный учебник должен идти в ногу со временем и постоянно обновляться. Он не может, как в прежние времена, десятки лет переиздаваться без изменений, а значит, приходится думать о новых форматах учебных материалов. Все чаще преподаватели отдают предпочтение цифровым учебным пособиям, материал которых проще периодически актуализировать и транслировать на широкую аудиторию учащихся. Это могут быть как полноценные цифровые учебники, так и отдельные разработки. Трудоемкость создания таких материалов отчасти мог бы компенсировать постоянно пополняемый банк заданий, создаваемых преподавателями для разных уровней учащихся и разных целей обучения. Доступ к этому банку на основе подписки имели бы все преподаватели — создатели банка, а задачу по его наполнению и экспертной оценке используемых материалов взяли бы на себя наиболее компетентные коллеги. Остаются в проблемном поле вопросы о соблюдении норм авторского права в учебных пособиях и о качестве самиздатовских разработок, не прошедших скрупулезную внешнюю оценку.

В завершение семинара коллеги получили не только сертификаты, но и полезные призы и подарки от организаторов. Всем участникам программы на месяц предоставлен доступ к новинкам учебной литературы на цифровой платформе центра «Златоуст». А те, кто особенно внимательно следил за презентациями лекторов, получили эту подписку на целых три месяца.  Общие впечатления сформулировал доктор О. И. Аль-Шабуль из университета Альярмук, Иордания: «Выражаем огромную благодарность организаторам и преподавателям за их профессионализм, мастерство, за полученные знания, великолепную подачу, формат обучения. Занятия всегда были подробные и интересные, много практики. Содержательно, глубоко, безупречно выстроенный семинар. Семинар был насыщенным, при этом пролетел на одном дыхании. Узнали много нового для применения в практике своего учреждения. Будем с нетерпением ждать новых встреч».

Ценно было видеть, что в некоторых вузах и школах преподаватели собираются перед большими мониторами целыми коллективами, как на просмотр сериала. Будем стараться закрепить эту традицию!

М. О. Насонкина, А. В. Голубева

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Прямой порядок слов в предложении удобен для мозга

Эксперимент показал, что строить предложение в пассивном залоге более затратно, чем в активном

Языковые модели хуже обрабатывают середину текста

Они привыкли к тому, что все самое главное написано в начале и в конце

Рособрнадзор: 55% детей мигрантов успешно прошли тестирование по русскому языку

Всего к сдаче теста пока было допущено 509 человек, уточнили в ведомстве

Средний балл за ЕГЭ по русскому языку вновь снизился

Это снижение продолжается уже пять лет

все публикации

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

Язык всегда найдет способ заполнить лакуны

Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»

Александр Пушкин, главный инфлюенсер русского языка

Его влияние на то, как мы говорим и пишем, сохраняется спустя двести лет

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!